Общая концепция проекта «Homo Ludens» (2/2)
С точки зрения культурологии
Текст: Ксения Дмитренко
Homo Ludens (в пер. с лат. “человек играющий”) - название книги Й. Хейзинги,
где игра исследуется, как универсальная характеристика человеческой культуры.
В детском арт центре происходит встреча двух разных, в чем-то даже конфликтных миров: мира искусства (культуры) и мира детей. Как это убедительно показывают психоаналитические исследования, культурные и образовательные практики связаны у детей с задержкой биологических инстинктов и при неправильной организации могут приводить к глубоким психологическим травмам. По мнению исследователей (М. Кляйн, Л. Выготский), правильным способом организации этих практик, трансформирующем изначально конфликтные миры в продуктивное взаимодействие, является игра. Именно игровой принцип взаимодействия предоставляет достаточную степень свободы, позволяющую детям проявить себя, но при этом сохраняет достаточную степень созидательности, не позволяя происходящему превратиться в полный хаос.
В проекте детский центр искусств понимается как пространство, предоставляющее максимальные возможности для организации разного рода арт игр. Это гибкий, открытый и доступный организм, жизнедеятельность которого не прекращается 24 часа в сутки. Искусство в его сегодняшнем понимании внерамочная, полимедийная деятельность, происходящая как внутри здания, так и вовне. Важно обеспечить возможность неконфликтного сосуществования в центре различных арт практик, не зависимо от используемых медиа (живопись, кино, фотография, видео, скульптура, инсталляции, ленд-арт, перформанс, реди-мейд и т.д.). Большинство помещений центра функционально гибридны: так кафе одновременно является хатой-читальней, в медиа зале возможны не только кинопросмотры, но и концерты, театральные поставновки и перформансы, не предполагающие разделения на актеров и зрителей.
Коммуникационная функция одна из самых важных. Для ее полноценного осуществления в центре запланировано помещение для редакционной группы, которая и будет осуществлять функцию коммутатора (прием-обработка-передача информации через Интернет) для всех, кто желает принять участие в деятельности центра. Традиционные "белая" (выставочный зал) и "черная" (медиа зал) комнаты дополнены т.наз. "дигитальной комнатой", оборудованной компьютерами с большими экранами, на которых в режиме реального времени происходит одновременное воспроизведение того, что происходит в остальных, физически разъединенных, помещениях центра, подаются анонсы предстоящих событий и другие актуальные и проблемные сообщения (контент происходящего на мониторах может быть разным в зависимости от целей редакции, которая им управляет).Также в дигитальной комнате осуществляется обратная связь: происходит обмен мнениями и предложениями по деятельности центра.
Способствуя организации в городе креативных сообществ и развитию креативной экономики, центр занимает активную позицию в общем городском контексте не только виртуально, но и физически. События разворачиваются как внутри здания, так и снаружи за счет использования крыши и включения участков с елками в зону влияния центра, а также частичного превращения внешних стен в медиа фасады и, скажем, передачи на них того, что поисходит внутри. Ночью центр работает как мощный визуальный аттрактор, привлекающий внимание людей из близлежащей округи.