С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура зданий храмов Древней Греции


текст: Комарова Анна, 2007г.

В конце VII и в I половине VI в. до н.э. в архитектуре Древней Греции происходит крутой перелом, обусловленный развитием греческих городов-государств. Именно в это время складываются новые типы многих общественных зданий, в связи с которыми осуществляется переход от древесно-сырцового строительства к каменному и формируются новые архитектурно - выразительные средства, которые вскоре превратили эти сооружения в прекрасные памятники монументальной архитектуры и подготовили ее расцвет в 480-400 г.г. до н.э. Уже в древности искусство Греции создало новый тип здания, который в дальнейшем стал ярким выразителем идей демоса, то есть свободных граждан города-государства. Таким сооружением был греческий храм, который принципиально отличался от храмов Древнего Востока тем, что был центром важнейших событий общественной жизни. Обычно территория не только города, но и всего небольшого греческого государства считалась освященной покровительством одного из божеств. Культ бога-покровителя (Афины - в Афинах, Геры - в Аргосе и т.п.) и связанные с ним торжественные празднования становились делом всего народа. И храмы были не только местом для размещения статуи бога-покровителя общины, но и хранилищем казны полиса, его главной государственной святыней, которая была предметом гордости граждан и как бы воплощала чувство патриотизма, которое объединяло их. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного строя. Таким образом, храм при многих особенностях его композиции и планирования, обусловленных тем или иным культом, следует рассматривать как важнейшее общественное сооружение древнегреческой архитектуры.
 
Времена, когда храм был родовым или царским святилищем, остались в далеком прошлом. Уже в VII в. до н.э. жертвенник окончательно был вынесен из интерьера здания храма на площадь перед ним. Это было вызвано тем, что храм и площадь перед ним стали центром массовых народных процессий и празднеств, объединявших всех свободных граждан города. В эпоху архаики были попытки создания огромных храмов, в которых могли бы разместиться большие массы народа, но чаще греческие храмы были сравнительно с сооружениями Древнего Востока не слишком большим и не поражали людей своими размерами. Будучи воплощением гражданского единства города-государства, храм размещался в центре акрополя или городской площади, получая наглядно подчеркнутое господство в архитектурном ансамбле города. Ясность и простота основных архитектурных форм храма и их художественное совершенство, доступные и близкие народу, получали особое значение. Общественный смысл и чисто земной, человеческий характер храма не изменялся из-за того, что он посвящался богу-заступнику города: развитие самой греческой религии шло ко все более решительному очеловечиванию ее образов.

Типы храмовых сооружений

Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцевой стороны. Вход в храм, посвященный богу, был всегда обращен главным фасадом на восток; вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть культовую статую, которая находилась в интерьере, первым лучам солнца. Храмы, посвященные обожествленным после смерти героям, были обращены на запад, в сторону царства мертвых. Отклонения от этой ориентации встречались довольно редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда - особыми требованиями культа.
 
Фасад обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в более древних памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и возникло название этого типа "храм в антах". Антовий храм примерно напоминал мегарон. Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял перед антами ряд колонн, и амфипростиль, имевший колоннады по обоим торцевым фасадам. В периптере закрытое помещение храма (наос) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился в начале VII в. до н.э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов. Более сложным типом является диптер. Этот храм, окружен не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере все или большая часть интерколумниев (промежутков между двумя соседними колоннами) внешней колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращаясь, таким образом, в полуколонны. Псевдодиптером называется диптер, у которого второй (внутренний) ряд колонн отсутствует, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, то есть расстояние от внешних колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами. Круглые храмы называются моноптер, если они состоят из одной колоннады и перекрытия над ней (обычно конического) и фолос - если сзади колоннады есть еще и закрытое помещение (целла).
 
Еще одним типом храма, который составляет, возможно, единичный случай и относится к закрытым храмам, является Телестериум в Елевзини, построенный в золотое время греческой архитектуры . Его план, который очень разнится с перечисленными типами храмов, представляет собой почти квадратное интерьерное пространство, разделенное четырьмя рядами колонн на пять наосов: средний - широкий на всю высоту здания, боковые - узкие в два этажа и с низким подвальным этажом, который служил, вероятно, для устройства оборудования для религиозных представлений, которые происходили в храме. С одной стороны к этому зданию примыкает портик из 12 колонн.
 
Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы (в периптере и близких к нему по композиции сооружениях) называют портиком. Слово портик часто используют для обозначения не только пространства за колоннадой, но и самой колоннады. Главное внутреннее помещение храма греки называли наос. Это продолговатая прямоугольная комната, в интерьере которой стояла культовая статуя. Входом в наос служили сени пронаос, огражденные спереди чаще всего двумя (редко одной или тремя) колоннами, а по бокам - стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов. Часто сзади (иногда в глубине) целлы устраивалось помещение, которое называлось адитон (святилище, что сочеталось с наосом) и опистодом (задняя часть храма, которая имела вход только с задней стороны, а от целлы отделялась стеной. Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных пожертвований. Колоннада, окружающая храм, называется птерон (греч. - крыло) или перистасис ( "пери" - вокруг, "стасис" - состояние; стоящий).
 
С общественной точки зрения храмы можно разделить на две группы. К первой группе относятся открытые храмы, в которых перед божествами осуществлялись постоянные богослужения, т.е. поддерживался вечный огонь. Такие храмы были в любое время доступны всем и каждому. Вторую группу составляют храмы, построенные для празднований, периодически повторяющихся, в честь одного из богов. Их можно назвать закрытыми, ибо богослужения в них происходили только в связи с особыми торжествами и праздниками; в другое время они были для народа недоступны. Портики таких храмов были по этой причине всегда убраны металлическими решетками и запечатаны жрецами. В них у входа размещался жбан для очистки, то есть для окропления святой водой, без которого никто не входил внутрь храма. Греческие храмы не были рассчитаны на массовое посещение народом. В них видели жилища богов, которые допускали к себе смертного, только если он очистился по традиции, лишь на расстояние, необходимое для поклонения и принесения им бескровной жертвы. Масса же народа оставалась вне храмов, где происходили кровные жертвы на главном алтаре перед пронаосом, по обычаю азиатских жертвоприношений.
 
Обычно храм посвящался одному из богов Олимпа, но случались и случаи двойных храмов, где под одной крышей размещались два божества, с отдельным святилищем для каждого. Это разделение интерьера достигалось тремя путями. Весь храм делился продольной стеной, по египетскому примеру, на две части или его разделяли поперек короткой стеной на две половины, как это было при храмах в честь Марса и Афродиты в Мантинеи, где вход в храм Марса был с востока, а с запада - в святилище Афродиты. Третий способ предусматривал размещение второго храма на втором этаже. Павзаний рассказывает о подобном храме в Спарте, где нижний этаж был посвящен вооруженной Афродите, а верхний - второстепенному божеству Олимпа.
 
Классическим типом греческого храма стал периптер, т.е. храм, который имел прямоугольную форму и был окружен со всех четырех сторон колоннадой. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом путем совершенствования системы конструкций и пропорций периптера. Создание периптера позволило свободно размещать здание в пространстве и придавало всему строю храма торжественную строгую простоту. Основные элементы конструкции периптера также очень просты и глубоко народные по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма берет свое начало в деревянном зодчестве с глинобитными стенами. Отсюда идет двухскатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны также берут свое начало от деревянных столбов. Но это не означает, что конструкция греческих храмов была механическим переносом древесных конструкций в каменную архитектуру. Архитекторы Древней Греции хорошо понимали и учитывали конструктивные свойства строительных материалов. Вместе с тем они стремились подчеркнуть и развить художественные возможности, скрытые в самой конструкции здания. В результате этой работы сложилась внятная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Что касается греческого зодчества слово "ордер" означает в широком смысле этого слова весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и антаблемента (перекрытия), лежащего на них. Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100