С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура египетских храмов эпохи Нового царства


текст: Комарова Анна, 2008г.

В первой половине ХVI в. до н.э. египетский фараон Яхмес І, окончательно изгнав гиксосов за пределы страны, положил начало периода Нового царства. Египет вернул себе былую силу и достиг небывалого доселе могущества. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Со всех сторон текла в Египет богатая добыча. Приводились тысячи пленных, среди которых были и иностранные художники и ремесленники, которые попадали в мастерские Египта. Началось тесное взаимодействие с культурами Сирии, Двуречья и Крита. Египетские фараоны часто вступают в брак с иностранными царевнами. Иностранцев начинают воспринимать как носителей иной культуры.
 
Изменения, которые произошли в экономике и политике Египта периода Нового царства, повлияли на мировоззрение этого времени и в первую очередь на религию. Стремление распространить египетскую религию среди покоренных народов привело к большему монотеизму и выделению среди огромного, малопонятного для иностранцев пантеона египетских божеств культа бога Амона. Фараон объявляется сыном Амона. В честь Амона возводятся грандиозные святилища. Именно храмы Нового царства, равно как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навсегда.
 
Сразу же после изгнания гиксосов в крупнейших городах страны началась реставрация старых храмов и построение новых. Сначала, при Яхмесе І, в основном восстанавливались прежние святилища (храм Птаха в Мемфисе, храм Амона в Фивах и другие). Но уже при Аменхотепе І храмовое строительство начало развиваться более быстрыми темпами. В это время появляются такие гениальные архитекторы, как Иненю, творчество которого было определенным этапом для истории египетской архитектуры.

Храмы, посвященные верховному божеству

Почти все храмы времени Нового царства имели в плане вытянутый прямоугольник, обращенный главным фасадом к Нилу . Весь участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена. К храму от Нила вела широкая мощеная дорога, заставленная правильными рядами сфинксов из красного песчаника. Сфинксы, преимущественно львиные, с бараньей или человеческой головой, лежали на цоколях из того же материала. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что хотя каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное восприятие, не требуют ни обхода, ни остановки. Ряд повторяющихся скульптур направлял движение посетителя, создавал торжественное настроение перед входом в храм. У входа стояли обелиски, монолитные колонны, сужающиеся кверху, которые представляли собой срезанный, вытянутый вверх четырехгранный столб, вершина которого заканчивалась полной пирамидкой. Бока обелисков были покрыты надписями. Каждый обелиск укреплялся на прямоугольном параллелепипеде, который служил ему основой.
 
Рядом с этими памятниками ставили обычно колоссальные сидящие фигуры, которые удивительно гармонировали с общим спокойствием архитектурных линий застройки. Ворота храма представляли собой так называемый пилон: две абсолютно одинаковые, тяжелые башни, связанные между собой небольшим порталом, со сравнительно небольшими дверями, подавленными массивностью здания. Боковые стороны башен имели легкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперед, скашивал поверхность пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи казался идеально прямым. Пилон украшался мачтами с вымпелами, символическое значение которых было бы трудно сейчас определить. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, которые прославляли военные подвиги фараона. В период Нового царства любимым стал углубленный рельеф: такая техника позволяла лучше детализировать фигуры, вместе с тем, она защищала рельеф, размещенный на внешней стене, от выветривания и повреждений. Глубоко врезанные контуры усиливали светотеневое моделирование и делали изображение более пластичным. Карниз выступал над стенами и был украшен лепными пальмовыми листьями, которыми украшались ранее карнизы деревянных и глиняных домов. Стены огибал круглый "астрагал", который напоминал деревянные ворины. Над самым входом размещалось эмблематическое изображение солнца в виде диска, украшенного символическим орнаментом, состоявшим из уреев и больших раскрытых крыльев; считается, что изображение это было государственным гербом, потому что находилось над входами во все храмы. Двери иногда были деревянными с золотыми ручками, украшенными изображением бронзовых львиных голов. Внутри пилонов была лестница и размещались небольшие комнаты.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100