С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Становление и развитие творческой концепции группы Аркигрэм


текст: Комаров Кирилл, 2009г.

" Аркигрэм "[ Archigram ] считают выдающейся авангардной архитектурной группой своего времени. Журнал Аркигрэма , издававшегося в Лондоне с 1961 до 1970 года успел превратиться из простой компиляции оригинальных студенческих работ в главный информационный источник радикальной архитектуры . Деятельность Аркигрэма начиналась в форме неформального общения шестерых молодых архитекторов : Уорена Чока [ Warren Chalk ], Питера Кука [ Peter Cook ], Денниса Кромптона [ Dennis Crompton ], Дэвида Грина [ David Green ], Рона Геррона [ Ron Herron ] и Майкла Вебба [ Michael Webb ]. В 1970-м году был основан офис " Аркигрэм Архитектс "[ Archigram Architects ], который прекратил свою деятельность уже через пять лет, после того, как была потеряна надежда на реализацию проекта развлекательного центра в Монте-Карло.
 
Большинство проектов группы остались не реализованными. Но вопросы, которые они ставили в своих работах шокировали архитекторов всего мира. Они стремились выяснить, что именно представляет собой архитектура . Во времена, когда модернизм еще был главным течением в архитектуре , аркигрэмовцы пропагандировали идею, что любой проект рождается из вдохновения, как противопоставление позиции учебных заведений, которые стремились предоставить студентам чисто техническое образование.
 
В противовес американским нео-авангардистам, возвращавшихся к стилистике ранних работ Ле Корбюзье, Мисс Ван Дер Роэ, итальянского футуризма и советского конструктивизма, аркигрэмовцы брали за основу лишь начальную концепцию модернизма в поисках вдохновения в современности.

Дизайн интерьера в "Городе включений" [Plug-In City]

Ироническая схема "Города включений" Питера Кука ярко иллюстрирует круг интересов Аркигрэма на раннем этапе творчества. Этот проект возобновил значение авангардных идей, которые вдохновляли первое поколение модернистов и были положены в основу творчества второго поколения. Мегаструктура обеспечивает постоянный круговорот, ее функции смешаны, границы - размыты.
 
Проект "Города включений" переосмысливает концепции "мегаструктуры" и "непрерывного строительства", которые раньше были довольно сдержанно представлены в теоретических разработках и реализованных объектах Ле Корбюзье и других модернистов. "Город включений" объединяет в себе принципы коллективности, чередование жилых ячеек и их объединения высокоскоростными транспортными связями. Новая эстетика незаконченности, которая могла быть заимствованной на многочисленных строительных площадках Европы создавала образ полного хаоса, который все же выглядел упорядоченным благодаря изящной пропорции, присущей общему каркасу.
 
"Город включений" поколебал позиции не только Британского общепринятого модернизма, но и тогдашнего носителя короны авангарда - так называемого брутализма. В 1950-х годах новые бруталисты, возглавляемые архитекторами Элисоном [ Alison ] и Питером Смитсоном [ Peter Smitson ], стремились к возвращению лишенной украшений, но поэтизированной "правдивости", которую, как они считали, проповедовали пионеры модернизма: правдивости в отношении материалов, окружения и методов проектирования . Бруталисты и их товарищи по международной переговорной "Группе десяти" [ Team 10] призвали архитекторов организовывать пространство со структурой настолько сложной, насколько сложной была структура общества, для которой это пространство организовывалось. Гигантская машина "Города включений" если и создавала такие сложные образы, то уж точно не такие, какими их хотели видеть бруталисты - холодными и статичными. За кинетическим видением современности, Аркигрэм обратился к японскому авангарду. Это привело, по выражению Питера Кука, к "грубой критики со стороны европейской элиты", которую собой олицетворяла «Группа десяти».
 
Стремление сделать видимыми динамические процессы включенных частей в общей структуре [ Plug - in ] привели к возникновению соответствующей эстетики. В проекте "Города включений" архитектура выворачивалась наизнанку для того, чтобы продлить жизнь интерьера наружу. Любая ячейка могла спускаться за пределы каркаса с помощью крана, который двигался вперед, назад, вверх и вниз. Весь этот процесс оставался видимым извне. Таким образом, "Город включений" напоминал удаленный от моря порт. Этот проект должен был продемонстрировать способность рамно-узлового метода связать функциональность урбанистического подхода с его эстетикой.
 
"Город включений" стал также действием против основ тогдашнего архитектурного образования. Амбициозные архитекторы конца 1950-х - начала 60-х годов не имели никакой альтернативы традиционному модернизму. В 1958 г . в результате Оксфордской конференции Королевского Института Британских Архитекторов [ RIBA ] была основана так называемая "Официальная Система" [ Official System ] архитектурных школ, установившая технократическое господства модернизма. Автор программы конференции, Уильям Ален [ William Allen ] был одним из тех оптимистов, которые возлагали надежды на научный подход ведущих школ страны. Оксфордская конференция также утвердила монополию университетской дневной системы образования, разрушив карьеру архитекторам (среди которых были и некоторые аркигрэмовцы), которые выбрали другой путь в специальность, обучаясь полузаочно в художественных и технических колледжах.
 
Исходя из положений "Официальной системы" то время, которое традиционно отводилось для развития художественных и проектных навыков студентов, было уменьшено в пользу теоретических и общественных наук. Предполагалось, что архитекторы сосредоточат свое внимание на разработке конкретных проектов , а не на формирование собственных идей. В противовес такой системе, блестящая графика Аркигрэма (полиграфическая или выполнена вручную) ярко иллюстрировала талант архитекторов и представляла собой жесткое сопротивление политике "ежовых рукавиц" [ pincer movement ], которая стремилась покорить архитектуру свободы государственным программам по застройке и прибыльным настроям девелоперов.

  > Обсуждение <
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100