С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура египетских храмов эпохи Нового царства (2/6)


Вход вел в просторный двор, который не имел кровли. Вдоль боковых стен шли ряды колонн, сам двор пересекала колоннада. Двор завершался портиком, построенным немного выше уровня двора. За портиком был размещен большой широкий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из небольших помещений: в центральном стояла статуя главного божества храма, а в остальных - статуи других божеств, чаще всего богини-жены и бога-сына. Вокруг основных помещений располагались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилище.
 
Так как местность была наклонной по направлению к Нилу, весь храм шел лестницей, уступами, поэтому пол в святилище был значительно выше уровня первого входа. Равномерно снижалась и кровля, так что огромные вместительные входы, чем ближе подходили к изображению божества, тем больше сужались и ниже опускались над головами богомольцев. Освещение было различным в разных частях здания. Двор был широко залит солнцем; колонный зал освещался через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещения же в глубине храма не имели окон, и здесь постоянно использовалось искусственное освещение. Таким образом, проходя в интерьер храма, посетитель переходил от полного солнечным светом двора через слабее освещенный колонный зал в полумрак культовой молельни.
 
Постоянное использование колонн привлекло внимание архитекторов к их оформлению, и в храмах Нового царства, наряду с уже ранее существующими типами колонн, появляются новые варианты. Колонны ризнообразились, изображая своей капителью то пальмовые ветви (они и красились в зеленый цвет), то свернутую чашечку лотоса, то человеческую голову, обычного египетского типа, в пестром головном уборе, с серьезным, задумчивым лицом. Иногда к столбу пристраивалось что-то в виде кариатиды - фигура в царском одеянии с крылатым солнцем и уреями над головой.
 
Хотя в зависимости от времени строительства, местонахождения и, наконец, от творческой индивидуальности апхитектора, который руководил строительством, вид храма изменялся, почти все храмы, сооруженные в период Нового царства, построены по данному каноническому плану.
 
В это время большое культовое строительство проводилось по всей стране, от истоков Нила до его дельты. Но больше всего храмов было построено на восточном берегу Нила - в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре. Эти комплексы являются настоящей каменной летописью египетской архитектуры.

Карнакский храм

Храм в Карнаке был самым известным святилищем Египта, верховным официальным храмом, расширение которого находилось в центре внимания каждого фараона . Карнак правильно считают каменным архивом истории Египта: на его стенах, пилонах и карнизах сохранились не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. Храм Амона-Ра в Карнаке строился на протяжении нескольких веков, поэтому сохранил в себе следы различных архитектурных замыслов и является чрезвычайно сложным - далеко не во всех частях одинаково удачным комплексом.
 
Еще в Среднем царстве здесь было впервые построено небольшое святилище Амона, которое стало тем отправным пунктом, от которого фараоны Нового царства стали возводить свои гигантские сооружения.
 
Работы по реставрации и реконструкции Карнакского святилища начал основатель XVIII династии фараон Яхмес І. в частности, здесь были установлены колонны из кедрового дерева. Наследник Яхмеса І - Аменхотеп І построил здесь молельню для празднования хеб-Седа и храм из известняка, к сожалению снесенный при дальнейшем расширении Карнака в ХV в. до н.э. Большие работы по расширению были проведены при Тутмесе І. Его архитектор Инени, который начал здесь свою деятельность еще во времена Аменхотепа І, воплотил здесь планирование, которое стало характерным для храмов Нового царства . Он соорудил пилон и поставил перед ним два гранитных обелиска высотой 23 м (один из них стоит до сих пор). Расположенный за пилоном участок, раскинувшийся на 86 м, он отгородил стеной. Образовавшийся двор архитектор окружил портиками с 16-гранными колоннами из песчаника на круглых базах, между которыми установил колоссальные статуи Тутмеса І в хеб-седном наряде. За двором построил длинный, узкий вал с деревянным перекрытием, опертым на колонны.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100