С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура египетских храмов эпохи Нового царства (3/6)


Храм, построенный Инени в Карнаке, вскоре был расширен. Строительство Карнака всегда было тесно связано с политическими событиями каждого царствования; переработки храма Амона были также обусловлены сложными обстоятельствами династических распрей после правления Тутмеса І, когда на египетском престоле появилась женщина-фараон - Хатшепсут.
 
Большие работы провел в Карнаке ее придворный архитектор Сенмут; должность главного архитектора Карнака при Хатшепсут занимал Хапусенеб. При Хатшепсут перед храмом Среднего царства было пристроено несколько культовых помещений: в центральной части ставили ритуальные лодки со статуями божеств, в одном из боковых находился жертвенник, в другом - лестница на крышу храма. Эти строения еще не были завершены, когда по приказу царицы в интерьере зала Инени установил два обелиска из асуанского гранита, высотой 30,7 м, гораздо выше обелиски Тутмеса І.
 
К сожалению, большинство из созданных при царице Хатшепсут зданий не сохранилось. Ее пасынок фараон Тутмес III приложил много усилий, чтобы уничтожить все, что напоминало ненавистную мачеху. Он переработал построенный Инени храм Тутмеса І с пристройками Хатшепсут и везде уничтожил ее имя. В Карнаке он соорудил хеб-седный храм с пятинефным залом (44х16 м) базиликального типа с более высокими тремя средними нефами. Желая увековечить свои военные подвиги, Тутмес III после возвращения из азиатских походов построил в Карнаке особое помещение, которое состояло из порога, широкого зала с двумя столбами, украшенными прекрасными рельефными изображениями цветов лотоса и папируса (символических растений Северного и Южного Египта), и узкого зала с четырьмя колоннами. На стенах зала были высечены знаменитые анналы, содержащие подробный рассказ о походах фараона, описание завоеванных городов, перечень захваченной добычи. Их автором был официальный придворный летописец Джануна. Монументальный характер здания, спокойное оформление стен, строгая геральдика цветов, символизирующих единство страны, соответствовали торжественности высеченных текстов. В северной части Карнака после битвы у Мегиддо Тутмес III построил храм богу Птаху. Начальником работ в Карнаке при Тутмесе III был Менхеперрасенеб.
 
При непосредственных преемниках Тутмеса III фараонах Аменхотепе II и Тутмесе IV в Карнакском святилище проводились небольшие работы, однако время правления сына Тутмеса IV - фараона Аменхотепа III стало блестящим периодом в истории Карнака. В самом здании главного святилища при Аменхотепе III существенных изменений не произошло. Следует лишь отметить сооружение гигантского скульптурного скарабея, поставленного на круглом постаменте возле священного озера Амона. Установка подобного памятника - символа бога солнца - была связана с усилением роли солярного культа, который проводил Аменхотеп III в политических целях. В целом Аменхотеп III поставил задачу объединить храм. Он соорудил огромный пилон, к которому примыкает вестибюль, от вестибюля ведут два ряда колонн высотой 20 м с капителями в виде зонтика папируса. При Аменхотепе III были заново отстроены храмы богов Монту и Мут, похожие по плану: оба они имели двор, за которым последовательно размещались два колонных зала. Храм Мут стоял на берегу полуострова, который омывает озеро. Этот храм, к сожалению, дошел в очень перестроенном виде, но стены, колонны, портики, вырезанные статуи богини Мут в образе львицы, которые сохранились, свидетельствуют о его былой красоте.
 
Сын Аменхотепа III Аменхотеп IV в начале своего царствования (около 1400 г. до н.э.) как и его предшественники начал строить храм в Карнаке, но этот храм был посвящен не верховному египетскому богу Амон-Ра, а богу Атону, которого изображали в виде солнечного диска. Этим фараон начал новый культ для того, чтобы отстранить от власти жрецов Амона, которые имели в то время огромное влияние. Атон был провозглашен создателем земли и всего живого, фараон объявил себя сыном Атона, единственным человеком, который познал истинную веру и принял имя Эхнатон. Храм Атона в Карнаке имел двор, окруженный колоннами, к которым было приставлено более ста вырубленных из песчаника трехметровых статуй фараона. Эти статуи были совсем не похожи на традиционные изображения фараона. Вместо привычной фигуры фараона с сильным, мускулистым телом, показан человек с обвислым животом, отвисшей грудью, тонкой шеей и очень большой головой.
 
Сейчас трудно установить, какие работы проводились в Карнаке во времена правления Тутанхамона и Ейе, так как их преемник Харемхеб, как правило, узурпировал от памятников своих предшественников все, что считал возможным сохранить. В II и IX пилонах, построенных при Харемхебе, обнаружены части архитрава с именами Тутанхамона и Ейе и колонны с именем Тутанхамона. Главным объектом работ в Карнаке при Харемхебе и его преемниках был начатый им гигантский гипостиль.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100