С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура египетских храмов эпохи Нового царства (4/6)


Сооружение колоннад и декорирование зала продолжались в течение царствования Рамсеса I, Сети I и завершились лишь при Рамсесе II. В гипостильном зале всего 134 колонны. Колонны центрального нефа с капителями в виде цветущих папирусов были 19,26 м высотой без абак. Колонны боковых проходов, имели контуры связок нерозгорнених папирусов, но с гладкими капителями и стволами, были ниже - 14,74 м без абаик. Для устройства среднего прохода на колоннах обоих соседних рядов были надстроены небольшие стены с окнами. Таким образом зал получил верхнее освещение. В оформлении гипостильного зала большое значение имеют цветные рельефы, покрывающие колонны и стены зала; общая площадь рельефов достигала 24 282 м2. Рельефы, врезанные и выпуклые, изображают боевые подвиги Сети I и Рамсеса II. Автором общего плана и руководителем первого этапа работ считают архитектора Майю, его дело продолжили Иупа и его сын Хатиаи.
 
Большой размах получило строительство при фараоне ХХ династии Рамсесе III. Им было построено три храма: храм бога Луны Хонсу, хеб-седный храм самого фараона и храм Амона. Храм Хонсу, сына Амона и Мут, построили юго-западнее большого храма Амона, фасадом на юг. От его пилона шла аллея сфинксов, которая расходилась на две - на восток, к храму Мут и далее на юг, к Луксору. По своей планировке здание было типичным храмом второй половины Нового царства. Хеб-седный храм Рамсеса III расположен к югу от большого пилона храма Амона, перпендикулярно к последнему. Он состоял из двора с пилоном, портика, небольшого гипостиля и молелен. Вдоль двора стояли в два ряда 16 статуй царя в хеб-седном наряде, четыре такие же статуи возвышались перед портиком. Колонны гипостиля и портика были в виде папирусов с гладкими стволами и капителями. Храм, посвященный богу Амону, находился у храма Мут и очень плохо сохранился.

Луксорский храм

Вторым по размеру и значению фиванским святилищем является Луксорский храм, посвященный триаде богов - Амону-Ра, Мут и Хонсу. Строительство здесь началось при Аменхотепе III, когда на месте небольшого древнего храма начали строить огромное здание, длиной 190 м. Согласно традиции, главная молельня находилась в глубине интерьера храма. Проход к ней идет через несколько симметрично размещенных залов с колоннами. Стены одного из залов покрыты рельефами, рассказывающими о браке Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождении фараона. Важной частью комплекса является большой вестибюль с четырьмя рядами колонн, размещенных по восемь в ряд. Так как промежутки между четвёртой и пятой колоннами каждого ряда шире, чем между другими, внутри самого вестибюля образовывался проход, который находился на центральной оси храма. Колонны вестибюля сделаны в виде связок стеблей папируса, а их капители - в форме нераскрытого цветка. К вестибюлю примыкает двор (45х51 м), обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 64 колонн той же формы, что и в вестибюле. Так же как в колоннаде вестибюля, в середине колоннады двора есть проход, ведущий в следующий двор. Двор этот не был достроен: Аменхотеп III успел завершить только центральную часть двора с двумя рядами колонн (высотой около 20 м) с капителями в виде цветущего папируса и со стволом почти цилиндрической формы со слегка обозначенными гранями, напоминающими трехгранный стебель папируса. Проход между колоннами отвечал центральной оси храма, поэтому определял прямое направление процессий во время религиозных церемоний. При Тутанхамоне вдоль гигантской колоннады по центральной оси большого двора были построены стены. Рельефы на стенах изображали праздничную процессию с выносом культовой статуи Амона и поклонением Тутанхамона перед главным богом Фив и всего Египта.
 
Во времена царствования Рамсеса II к храму Аменхотепа III архитектором Бекенхонсу был достроен новый пилон и двор, окруженный колоннадой. Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II: четыре средние статуи (по две от входа) были из красного гранита и изображали Рамсеса стоя, а у каждого края пилона находилась статуя сидящего царя из черного гранита.
 
Храм в Луксоре, созданный во второй половине ХV в. до н.э., завершил поиски зодчих XVIII династии, направленные на создание нового типа храма, не связанного с загробным культом фараона. Он является важной вехой в истории египетской архитектуры, которая определила пути ее дальнейшего развития.

Храм Атона в Ахетатоне

Главный храм Атона, построенный фараоном-реформатором Эхнатоном в Ахетатоне, назывался Пер-Атон-эм-Ахетатон - "Дом Атона в Ахетатоне. По сторонам сложенного из кирпича входного пилона стояли два павильона, также сложеные из кирпича и облицованные камнем; каждый из них имел портик из восьми колонн. За павильонами шли три открытые двора, разделенные между собой пилонами, колоннада и за ней еще три двора. Внутреннее пространство первых четырех дворов было заполнено жертвенниками, которые стояли правильными рядами. В двух последних дворах стояло по одному крупному алтарю, окруженному застройкой. К востоку от главного храма Атона располагалось святилище, с пилоном на фасаде, к которому примыкали два павильона с колоннами и статуями царя. Позади пилона простирался двор с одним большим алтарем и многочисленными маленькими. Двор был окружен со всех сторон глухой стеной, за ней находился еще один открытый двор с огромным алтарем.
 
Кроме Большого храма в Ахетатоне был и Малый храм, который назывался Хет-Атон-эм-Ахетатон - "Дворец Атона в Ахетатоне" и был дворцовым святилищем. Его план напоминал план Большого храма. Входом служил пилон, за которым располагался двор с центральным алтарем и многочисленными малыми жертвенниками. Первый двор был отделен от второго пилоном с колоннадой перед каждой башней, вокруг двора располагались молельни. Именно святилище размещалось в последнем, третьем дворе; оно было обсажены деревьями, расположенными в два ряда.
 
На первый взгляд по своей архитектуре эти два храма резко отличаются от обычных храмов Нового царства из-за отсутствия типичных для последних колонных залов и молелен с культовыми статуями божества и, наоборот, наличия открытых дворов с многочисленными жертвенниками. Эти особенности обуславливаются самой сущностью культа Атона, ведь Атон не имел иконографии, поскольку, в отличие от Амона, был виден. Храмы Атона были общедоступными. Во всем же остальном храмы Атона имеют традиционные черты храмов времени XVIII династии. По-прежнему храм ориентирован с запада на восток, его территорию окружает прямоугольная стена в виде пилона; по-прежнему основными элементами декорирования остаются колонны и скульптура. Спешка, с которой должны были строиться храмы новой столицы, не позволяла архитекторам возводить каменные здания. Храмы Ахетатона построены из кирпича-сырца и дерева. Однако потерю монументальности компенсировали здесь большим количеством декора, яркой росписью, позолотой, полихромией рельефов и скульптуры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100