С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура египетских храмов эпохи Нового царства (5/6)


Заупокойные храмы

Значительное место в архитектуре Нового царства занимали заупокойные храмы фараонов. Местом погребения царей XVIII династии был западный берег Нила напротив Фив. Заупокойный храм строился на границе пустыни и орошаемых земель, а гробницу, для того чтобы лучше сохранялась мумия, высекали в самых отдаленных расщелинах скал малодоступной долины. Заупокойные храмы постепенно получали характер монументальных сооружений с длинными аллеями сфинксов, массивными пилонами и статуями фараонов, которые стояли перед ними.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут

Среди всех заупокойных храмов фараонов ХVIII династии резко выделяется храм царицы Хатшепсут, построенный в конце ХVI в. до н.э. в Дейр эль-Бахри. Хатшепсут построила свой храм рядом с заупокойным храмом Ментухотепа и во многом повторила его. Стремление приблизить храм к памятнику основателя фиванской династии Ментухотепа было вызвано желанием Хатшепсут подчеркнуть преемственность своей власти от мощных предков. Храм Хатшепсут расположен на трех террасах, равно как и храм Ментухотепа. Горизонтальные линии террас сочетаются с вертикалями портиков; целостность архитектуры храма подчеркивается дикостью окружающих скал. В отличие от заупокойных храмов Среднего царства в храме Хатшепсут не было захоронения. От молельни к террасе храма ведет длинная дорога, вдоль которой с обеих сторон стояли вырезанные из песчаника статуи сфинксов через каждые 10 метров. В них образ фараона воплощен со всеми атрибутами царского достоинства - клавтом, подвесной бородой, только вместо лица непоколебимого властелина у сфинксов красивое, нежное лицо женщины. На белых пьедесталах ярко выделялись желтые тела сфинксов с головами, обрамленными клавтами в красных и синих полосках. На пьедесталах вырезаны изображения пленных, символизирующие победы, одержанные Хатшепсут. Дорога приводит на нижнюю террасу, на которой расположен первый двор храма. Он был обсажен деревьями, там был пруд, заросший папирусом. С западной стороны двор обрамлен портиком, разделенным на две части монументальными лестницами. На боковых стенах лестницы были высечены фигуры львов - стражей входа. Второй двор, расположенный на средней террасе, подобно первому, имеет портик с двумя рядами четырехгранных колонн по 22 колонны в каждом ряду. Стены портика украшают рельефы, рассказывающие о возвращении экспедиции из страны Пунт. Рельефы отличаются ясностью контуров, тщательной передачей деталей, теплой цветовой гаммой.
 
К нижней террасе храма Хатшепсут примыкают два небольших святилища: одно из них посвящено богу-шакалу Анубису, другое - богини-корове Гатор. Святилище Гатор имеет два зала. Потолок первого зала поддерживают 32 колонны с капителями в виде головы женщины с ушами коровы - так называемыми гаторическими капителями. В интерьере второго, маленького зала стояли две колонны; этот зал имел проходы в боковые ниши и в святилище. Портик второго двора храма Хатшепсут, как и первый, был разделен лестницами, которые вели на вторую, среднюю террасу. Снизу террасу окружала балюстрада, украшенная скульптурными изображениями змей-кобр, символизирующими богиню Северного Египта Буто. На спине у Буто сидел сокол - символ Бехудты, бога Южного Египта Эдфу. Перед лестницей, ведущей на третюю, верхнюю террасу, стояли сфинксы, вырезанные из розового гранита.
 
Верхняя терраса со всех сторон была окружена колоннадой, которая образовывала внутренний двор; в глубине которого, в стене за колоннадой было вырублено 18 ниш для статуй царицы, изображенной в виде бога Осириса. Вход во двор запирался гранитными дверьми. К двору примыкало несколько молелен. Для придания особого значения храма по бокам верхней террасы возвышались пятиметровые осирические статуи Хатшепсут, которые можно было увидеть с берега Нила.
 
Скульптуре отвели большую роль в оформлении храма: около четырехсот статуй украшали дворы и святилища, прекрасные рельефы покрывали стены портика. Статуи и рельефы были ярко раскрашенные, яркая роспись покрывала потолок. В декорировании использовались золото и серебро. Изделия из драгоценных металлов, черной древесины, алебастра и бронзы дополняли убранство храма.
 
Храм в Дейр эль-Бахри был построен по проекту и при участии архитектора Сенмут. Важная роль колонн не только во внутреннем, но и во внешнем оформлении храма, большое количество статуй и рельефов, богатство полихромии, декоративность, роскошь отделки, разнообразие материалов - все эти черты, присущие храму Хатшепсут, характерные для храмовой архитектуры Нового царства.

Заупокойный храм Сети I

Заупокойный храм фараона XIX династии Сети I, построенный зодчим Хеви в Курное, был, как всегда, обращен фасадом к Нилу. Храм имел два пилона и, соответственно, два двора. В глубине второго двора возвышалась само здание храма; монументальный портик имел десять колонн в виде связок нераскрывшегося папируса. Храм разделен на три части, в которые ведут отдельные входы с портика. Центральная часть, более просторная, с гипостилем у входа, была посвящена культу Амона и Сети I, южная - культу Мина-Амона и Рамсеса І, северная - солярному культу Ра-Гора-Ахути. Определяющими чертами в планировании храма Сети I стала четкая геометричность и симметрия. Все здание в плане квадратное. К сожалению, этот очень интересный для истории египетской архитектуры памятник недостаточно изучен, поэтому полное представление о нем пока невозможно получить.

Рамессеум

Храм Рамсеса II, созданный архитектором Пенра и известный под названием Рамессеум (старое название "Дом миллионов лет Рамсеса - Мериамона во владении Амона "), размещен на противоположном Карнаку берегу Нила. Он расположен между храмами Аменхотепа II и Тутмеса IV. Храм ориентирован с востока на запад. Он начинается с восточной стороны большим пилоном, сейчас полуразрушенным. За пилоном расположен открытый двор. У южной стены двора стояли столбы, перед которыми стояли статуи царя в виде бога Осириса. На противоположную, северную сторону двора выходил фасад дворца, который представлял собой портик с двойной колоннадой. Западной стеной двора служил пилон второго двора. Так как второй двор был расположен на более высоком уровне, чем первый, к проходу через пилон вела лестница. По бокам лестницы возвышались две 20-метровые статуи Рамсеса II. Южной и северной сторонами тянулись портики из двойного ряда гладких колонн с капителями в виде бутонов, а на западной и восточной сторонах возвышались квадратные в сечении столбы, перед которыми стояли статуи Осириса. Присущий египетскому искусству синтез архитектуры и скульптуры перерастает здесь в полное подчинение скульптуры архитектуре. Монолитные обобщенные статуи воспринимаются не как произведения скульптуры, а как столбы. За вторым двором идет большой гипостильный зал, имевший 48 колонн, которые разделяли его на 9 нефов. Два средних ряда колонн с капителями в виде развернутого цветка папируса поднимались над боковыми нефами, где колонны были увенчени капителями в виде бутонов. За гипостилем находилась культовая часть храма из пяти самостоятельных подразделений. Все стены были обильно декорированы. На стенах и колоннах были размещены то большие композиции походов и побед Рамсеса, то ритуальные сцены или фигуры фараонов и богов. Особенностью Рамессеума является сочетание в одном комплексе храма, дворца, жилых комнат, конюшен, складов и других помещений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100