С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура египетских храмов эпохи Нового царства (6/6)


Заупокойный храм Рамсеса III

Храм Рамсеса III построен в XII в. до н.э. недалеко от Рамессема в современном Мединет Абу. За крепким входным пилоном открывается двор (34х42 м). Вдоль северной стороны двора простирается восьмиколонным портик, а южную сторону его замыкает портик, который служит фасадом дворца. В стене за колоннами портика есть три двери, ведущие во дворец, и "окно царских появлений". Во дворце фараон жил во время праздников. На противоположной входу стороне двора возвышается второй пилон, который ведет к следующему двору. Этот двор окружен портиками со всех четырех сторон, причем западный, расположенный напротив входа, находится на более высоком уровне, чем остальные, и к нему ведет лестница. Западный портик - глубокий, его перекрытие поддерживается двумя рядами опор. Опорами первого ряда этого портика (как и противоположного ему восточного) служат колоссальные статуи фараона в виде бога Осириса.
 
За вторым двором размещен гипостильный зал с 24 колоннами, расположенными в шесть рядов. Центральный проход шире других и для того, чтобы процессии могли беспрепятственно проходить по нему были срезаны базы колонн со стороны, обращеннй к проходу. За большим гипостильным залом лежат еще два колонных зала, к которым примыкают помещения святилищ. Вся прямоугольная область храма обнесена стеной, с юга, севера и запада от него размещены многочисленные хозяйственные помещения.
 
При сооружении этого памятника Рамсес III принял за образец храм Рамсеса II и в общих чертах повторил Рамессеум. Благодаря тому, что дворец и храм в Мединет Абу позже не перестраивались, комплекс хорошо сохранился и в нем ясно видно замысел архитектора. Это самый грандиозный памятник египетского государства периода его наивысшего могущества; вместе с тем башни, огромные пилоны и толстые стены свидетельствуют о том, что его могущество уже подвергалась испытаниям.

Храм - кенотаф Сети I

Сети I построил в Абидосе кенотаф, совершенно необычный по масштабам и по форме. Кенотаф состоял из двух зданий - храма и кенотафа. Храм, окруженный стеной, поднимался террасами, напоминая святилище Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Вход в форме пилона открывался на первый двор, на стороне пилона, выходившей сюда, были встроены ниши, в которых стояли статуи фараона. В глубине двора находился портик с лестницей, объединяющей его со вторым двором. На стенах портика были высечены рельефы. В портике также были устроены ниши со статуями. Второй двор завершался вторым портиком, из которого сначала в первый гипостиль вело семь дверей, однако Рамсес II, достраивая храм своего отца, приказал заложить все входы в гипостиль, кроме центрального, а на стене, которая образовалась, сделать надпись о том, в каком состоянии было святилище, и какие работы он провел. Из надписи выясняется, что первый двор был построен Рамсесом II. Ранее семь входов из портика соответствовали семи нефам последовательно расположенных гипостилей и приводили к дверям семи молелен в глубине храма. Эти молельни были посвящены Сети I, Птаху, Ра-Гору-Ахути, Осирису, Исиде и Гору. На стене каждой молельни были высечены изображения действий ежедневного ритуала и соответствующие тексты молитв (жрецом везде выступал сам Сети). Не полностью еще выяснен ритуал, происходивший в кенотафе, построенном позади храма, точно по его оси. Вход в него был с северной стороны стены, которая окружала территорию храма. Отсюда шел крытый сводчатый проход, частично кирпичный, частично из песчаника. Перед самим зданием кенотафа проход поворачивал под прямым углом. В центральном, самом большом помещении кенотафа посередине было встроено прямоугольное возвышение, которое когда-то окружала вода. На этом повышении поднимались по лестнице, устроенной на его узких сторонах. За этим залом размещалась комната, которая по форме напоминала саркофаг.
 
До сих пор поражают рельефы храма и кенотаф. Унаследованное от Амарны тонкое моделирование лиц и тел, четкость основных портретных черт в сочетании с общим спокойствием фигур заставляют забыть о каноничности условных фигур и однообразие сцен. Эффектами продуманных сочетаний поражают цвета рельефов. Декорирование храма - это лучшее из всего, что было создано в области египетского официального рельефа.

Пещерные храмы

Для архитектуры конца Нового царства характерно сооружение пещерных храмов: фараон Харемхеб вырубил свой храм в Сильсиле, Сети I - по дороге от Эдфу к Красному морю, фараон Рамсес II высек два храма в далекой Нубии, в Абу-Симбел.

Храмы в Абу-Симбел

Храмы Рамсеса II в Абу-Симбеле превзошли своим величием и размерами скальные сооружения, созданные на протяжении всей истории Египта. Несмотря на то, что помещение абу-симбельських храмов высечено внутри скал, их планирование повторяет планирование египетских храмов Нового царства, возведенных на земле.
 
Большой храм в Абу-Симбеле посвященный культам Амона, Ра-Гора-Ахути, Птаха и самого Рамсеса II, однако оформление храма имело целью всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Невысокая лестница, вырубленная в скале, вела от берега Нила к фасаду храма. Его боковые стороны, как и пилоны храмов Нового царства, были несколько наклонны. Карниз храма был увенчан рядом небольших статуй сидячих павианов - священных животных бога мудрости Тота. По бокам входа высилось по две 20-метровые портретные статуи Рамсеса II. Над входом, на уровне головы и плеч статуй, в прямоугольной глубокой нише высечено шестиметровое изображение сокологолового бога солнца. Для того, чтобы подчеркнуть большие размеры статуй, у их ног были размещены женские фигуры, выполненные в натуральную величину. Фигуры статуй истолкованы как крепкие контрфорсы, которые сдерживают давление скалы. Когда храм, расположенный высоко на западном берегу Нила, освещали первые лучи солнца, гигантские скульптуры внезапно получали темно-красную окраску и казались особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими темно-синих теней. Колоссы производили незабываемое впечатление потрясающей мощи фараона.
 
За входом по продольной оси были размещены высеченные в скале помещения храма общей длиной 55 м. Первое помещение, аналогичное двору храма Нового царства, имело восемь столбов, расположенных по продольным сторонам. К ним были приставлены 10-метровые статуи Рамсеса II в виде бога Осириса. Роспись потолка изображала небо. Над центральным проходом были размещены парящие коршуны богини Нехебт, потолки боковых проходов были расписаны звездами. За залом-"двором" размещался зал с четырьмя столбами. Стены зала украшали рельефы. На восточной стене, по обе стороны входа, был изображен Рамсес II, который жертвует богам пленных ливийцев и нубийцев, на северной - битва Рамсеса с хеттами при Кадисе, на южной - эпизоды битв с ливийцами и нубийцами, на западной - фараон, ведущий пленных . Рельефы Большого храма Абу-Симбела, отличающиеся большим мастерством, были выполнены скульпторами Пиаи, Пенефом и Хеви, о чем сообщали надписи, которые находились рядом с рельефами. За первым залом размещался небольшой поперечный зал, в котором хранилась священная лодка, и святилище.
 
Малый храм в Абу-Симбеле, посвященный богине-корове Гатор, был размещен к северу от Большого. Фасад храма был также оформлен в виде портала, но скульптуры, украшавшие вход, были размещены в шести огромных нишах, по три с каждой стороны от входа. Каждая группа состояла из двух статуй Рамсеса II и одной - царицы Нефертити-Меренмут. За входом располагался гипостильный зал, близкий по форме залу-"двора" Большого храма, но вместо статуй фараона в образе бога Осириса опорами служили столбы с гаторичнимы капителями. Три двери соединяли гипостильный зал с вестибюлем, предшествовавшим святилищу с нишей, в которой стояла статуя богини-коровы Гатор. Малый храм по своим размерам и оформлению был скромнее Большого.
 
Комплекс в Абу-Симбел в течение 3000 лет был гордостью Египта. Когда при сооружении Асуанской плотины над храмом нависла угроза затопления, храмы распилили на большие блоки, пронумеровали, подняли и снова собрали в безопасном от затопления месте.

Выводы

Все храмы Нового царства имеют очень много общих черт: главный фасад обращен к Нилу, высокая массивная стена вокруг храма, ориентация с запада на восток, планирование, аллеи сфинксов, массивные пилоны, статуи фараонов, стоящих перед ним и пр. Даже пещерные храмы, которые высечены внутри скал, по планировке повторяют храмы, возведеные на земле. Храмы Атона в Ахетатоне несколько отличаются от остальных храмов Нового царства из-за отсутствия типичных для последних колонных залов и молелен с культовыми статуями божества и, наоборот, наличие открытых дворов с многочисленными жертвенниками, что объясняется самим культом Атона.
 
Большое значение для развития храмовой архитектуры Нового царства имел Луксорский храм. Именно здесь нашел свою завершенную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса повлияла на более позднее оформление средних нефов гипостилей, равно как и использование большого количества колонн. После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.
 
Грандиозность и великолепие, характерные для официальной фиванской архитектуры второй половины Нового царства, воплощались в таких формах, которые были своеобразным сочетанием старого и нового. Зодчие этого периода должны были вернуться к основным традициям архитектуры Фив времени XVIII династии, прерванной Амарной. В основу оформления храмов ХIХ-ХХ династий была положена схема, разработанная в Фивах в XVI-XV вв. до н.э. Все же зодчие второй половины Нового царства значительно обогатили замыслы своих предшественников и внесли много нового. Развивая роль колонн, они начали обрамлять средние, более высокие проходы залов колоннами в виде развернутых цветов папирусов, сохранив для боковых проходов колонны в виде связки нерасцвевших стеблей. Однако, если выбор общей идеи оформления был удачным, то попытки придать как можно большую пышность зданиям привело к перегрузке. Тяжесть огромных перекрытий обусловила увеличение объема колонн и слишком частое их расположение. Желание всячески украсить здание побудило покрывать рельефами и текстами не только стены, но и стволы колонн.

Библиография:
1. Гнедыч П.П. История искусств: В 3-х томах. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – Репринтное воспроизведение изд.: СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1897. – Т.1.
2. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. – М.,: Изд. «Наука», 1979.
3. Крижанівський О.П. Історія Стародавнього Сходу: Підручник. – К.: Либідь, 2002.
4. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: Издательский дом «Коло»; «Университетская книга», 2005.
5. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Всеобщая история искусств: В 6-ти томах / Под общей редакцией Чегодаева А.Д. – М., 1956. – Т.1.
6. Флиттнер Н.Д., Ходжаш С.И. Архитектура Нового царства. Период ХVІІІ-ХХ династий (ХVI-XI вв. до н.э.) // Всеобщая история архитектуры: В 12-ти томах. – М., 1970. – Т.1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100