С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура вне зрительных образов


текст: Кирилл Комаров "Техническая эстетика и дизайн": Научно-технический сборник, Киев-2009, Выпуск 6. С. 203-207.

За время существования термина " архитектура", его определение неоднократно изменялось от архаичного толкования "главный строитель" через средневековую метафору о "музыке, застывшей в камне". Сегодня существует целый ряд альтернативных суждений об этом явлении. По версии известного архитектора, мастера неоклассицизма конца XIX - начала ХХ века, И.В. Желтовского, " архитектура правдивая и жизненная не только когда обслуживает наши бытовые нужды, но и тогда, когда создает живой образ" [1]. Важным в этом определении является акцент на свойстве архитектуры оперировать категорией образов, заимствованной из психологии. Последняя предлагает понимать под словом " образ" "субъективную картину мира или его фрагментов, включающую самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий" [5].

Такое заимствование является вполне правомерным, поскольку образ является результатом процесса восприятия пространства, формирование которого является главной целью архитектуры. Важно отметить, что традиционно в теории архитектуры под понятием " образ" на самом деле понимают лишь одну из его разновидностей, а именно - зрительный образ, который формируется на основе зрительного восприятия. Так А.В. Иконников в своей монографии "Художественный язык архитектуры" указывает на то, что "формируя объект, архитектор ... интегрирует факторы, влияющие на форму, на основе их эстетического осмысления" [4].

Причина ориентации архитектурной теории и практики на зрительное восприятие понятна, ведь именно зрение является наиболее развитым механизмом восприятия окружающего мира для подавляющего большинства людей. Но по статистике, сегодня в мире живет около 37 млн. слепых и 161 млн. инвалидов зрения [7], которые в силу физиологических особенностей, не могут моделировать пространство в своем сознании на основе визуальных образов. Этих людей можем рассматривать как отдельную категорию субъектов пространства с особенностями восприятия, которая составляет 3.3% от общего количества людей, живущих в мире.
 
Нельзя забывать и о том, что традиционная теория архитектуры не игнорирует проблемы слепых. "Рекомендациями по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других мало мобильных групп населения" для обеспечения потребностей ориентирования инвалидов зрения предусмотрены: сплошные перила вдоль открытых участков стен коридоров; направляющие бордюры в качестве предупредительных ограждений; рельефные покрытия пола перед дверями лифтов, на пересечениях пешеходных путей и на краях лестничных маршей; звуковоспроизводящие устройства в лифтовых кабинах; таблички с надписями шрифтом Брайля на внешней стороне дверей помещений [6]. Однако все эти приспособления не формируют качественно новый дизайн интерьеров, а представляют собой определенные вспомогательные средства, дискретно интегрированные в традиционный дизайн интерьера, запроектированный из расчета на зрительное восприятие.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100