С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура вне зрительных образов (3/3)


3. Потребности субъектов интерьера незрительного восприятия не отличаются от потребностей людей, находящихся в традиционном интерьере и определяются типом поведения человека. Проанализируем два его полярных состояния - статическое и динамическое.
 
Человек, находящийся в статическом состоянии может вообще не уделять внимания окружающему его дизайну интерьера, концентрируясь на собственных мыслях или отдыхая. Но в этом случае человек не выдвигает никаких запросов к интерьеру, поэтому мы можем его проигнорировать.
 
Стоит выделить другой случай статического состояния - восприятие и анализ человеком отдельного элемента дизайна интерьера. Учитывая разделение механизмов восприятия на дистанционные и контактные (описанное выше), в контексте незрительного восприятия, важными становятся физические размеры объекта анализа и степень его отдаленности от человека. Большие по размеру объекты или такие, которые находятся на значительном расстоянии, возможно моделировать в сознании лишь на основе образов, соответствующих дистанционным механизмам восприятия (обонятельных и слуховых). Проблема заключается в трудности описания формы объекта с помощью этих типов образов. Наиболее адекватный для этой задачи осязательный механизм восприятия может быть использован лишь для анализа небольших объектов при непосредственном контакте.
 
Отличие динамического состояния субъекта в пространстве от статического ярко показано в монографии З. Гидиона "Пространство, время, архитектура": "Исчерпывающее описание части интерьера из одной исходной точки невозможно; его характер меняется в зависимости от положения точки, из которой его рассматривают. Для того чтобы понять истинную природу интерьера, наблюдатель должен перемещаться ... в нем" [2]. Процесс перемещения напрямую связан с ориентированием и предусматривает субъективное моделирование интерьера на основе всех доступных типов образов.
 
Формирование аппарата незрительного ориентирования в интерьере - задача, лежащая на границе двух наук - архитектуры и психологии. Формирование методики дизайна интерьера незрительного восприятия - чисто архитектурная задача, поскольку именно архитектура является отраслью человеческой деятельности, в сферу влияния которой попадают все задачи по организации пространства для определенных потребностей человека. Как уже было сказано, слепые люди и инвалиды зрения составляют отдельную категорию субъектов архитектурной среды с особенностями восприятия. Архитектура не вправе игнорировать их существование.

Литература
1. Бархин М.Г., Иконников А.В., Маца И.Л., Орлова Г.М. Мастера советской архитектуры об архитектуре. - М.: Искусство, 1975.
2. Гидион З. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1984.
3. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир Архитектуры. Лицо города. - М.: Мол. Гвардия, 1990.
4. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985. 5. Петровскимй А.В. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
6. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 1. Общие положения. - М.: Минстрой России, 1996.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100