С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура зданий храмов Древней Греции (2/5)


Архитектура зданий храмов архаической эпохи
(750 - 480 гг до н.э.)

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом. Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве. Лаконичный, мужественный и сильный дорический ордер и более стройный, изящный ионический (который включает в свою очередь два варианта - малоазийский и аттический) встречаются в первых известных науке каменных сооружениях (I половина VI века до н.э.).
 
Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой выдержкой в применении декора. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоявший непосредственно на верхней ступеньке основания (стилобате), сужался доверху. Утончение колонны начиналось непосредственно от стилобата, но не было совсем равномерным: ствол колонны обычно имел припухлость (ентазис), максимум которого приходился на нижнюю половину ствола колонны (примерно на 1 / 3 общей высоты). Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками - каннелюрами, количество которых чаще всего равнялась 20. В дорическом ордере они вырезаны не очень глубоко, образуя острые грани. Каннелюрами оживляли игру света и тени на колоннах, подчеркивали вертикальные линии контуров и при строительстве из мрамора проявляли своими гранями полупрозрачность этого материала. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами (от 1 до 4), которые называются врезы гипотрахелиона. Капитель состояла из округлой подушки - эхина и квадратной плиты, лежащей на ней - абака (абаки). Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками - ремешками, количество которых колебалась от 1 до 5. В ранних памятниках применялась пластично орнаментирована викружка - скоция. Антаблемент дорического ордера состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, которая опиралась на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тения). Над архитравом шел дорический фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с внешней плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами. Между триглифами располагались почти квадратные, немного вытянуты в длину плиты - метопы, они были несколько углублены относительно плоскости триглифов и часто украшались горельефами. Карниз завершал антаблемент.
 
Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием - стереобатом, который был несколько шире колоннады храма и обычно состоял из трех массивных ступеней, которые шли вдоль всех четырех фасадов. Верхняя ступень и вся верхняя поверхность стереобата (стилобат) служила как бы постаментом для храма. В интерьер наоса свет проходил сквозь световые люки в потолке, или через дверь. Вход в наос размещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, который по конструкции напоминал портик "храма в антах". Иногда кроме наоса существовал еще опистодом. Наос (с пронаосом и опистодомом) был со всех сторон окружен колоннадой. Колоннада периптера поднималась над горизонталью стилобата, поддерживала перекрытие (опорные балки и карниз), над которыми поднималась кровля, покрытая черепицей или мраморными плитками. Треугольники, возникавшие на переднем и заднем фасадах под двухскатной крышей, назывались фронтонами. Гребень крыши и его углы были увинчены (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями.
 
Система дорического ордера определила главную линию развития греческого зодчества на Пелопонесе и в Большой Греции (т.е. Сицилии и Южной Италии). Ионический ордер получил развитие прежде всего в малоазийской и островной Греции, в богатых торговых городах, близко сталкивающихся с культурой Востока. Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, изяществом своих расчлененных форм, широким применением декора, что производило впечатление праздничности, нарядности и грации. Формы ионического ордера известные в разных вариантах, особенно база, капитель и антаблемент.
 
Основной, малоазийский вариант ионического ордера сложился в середине VI в. до н.э. Его колонна разделялась на три части: базу, ствол и капитель. База состояла из вогнутых и выпуклых элементов, которые чередовались и образно выражали усилие сжатия, которое она передавала от ствола колонны основе храма. Ионическая база нередко стояла на прямоугольной плите или плинфе. Выпуклые элементы базы - полувалы (валы), или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой - "плетеницы" или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы - скоции - чаще всего оставались гладкими. Малоазийский тип базы почти не становился шире книзу и состоял из плинта, основы, который приближался по форме к низкому цилиндру и торусу (храм Геры на о. Самосе). Иногда к этому добавилась еще основа базы, которая состояла из трех элементов с профилем в виде двух полувалов, разделенных двумя скоциямы, которые заканчивались двумя небольшими полочками. Этот тип базы был распространен повсеместно, кроме Афин, и использовался чаще других, вплоть до эпохи эллинизма.
 
Ионическая колонна была стройнее дорической, ее высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам, а позже превышала девять диаметров. Ствол менее сужался кверху, чем в дорическом ордере, энтазис был очень незначителен либо вовсе отсутствовал. Каннелюры, которые оживляли ствол ионической колонны (обычно их было 24), отделялись узкими полосами, поверхность которых означала цилиндрическую поверхность основной формы ствола. Благодаря большей глубине желобков тени на ионический колонне были более сильные. В своем стремлении создать характерное для этого ордера впечатление легкости архитекторы располагали колонны очень широко, приближаясь к границе допустимых в материале нагрузок. Ионическая капитель состояла из прямоугольной в плане абаки, расположенной непосредственно под архитравом, подушки с волютами и эхина. Волюты или завитки подушки, которые образуют по бокам капители два вала, которые называются балюстрами, были характерной особенностью ионической капители. Абака и эхин обычно были покрыты богатой резьбой. Эхин, часто украшенный поясом из ионик, соответствует лиственному венцу Эолийских капителей. Ионическая капитель сначала была сильно вытянутая в плане, благодаря чему ее конструктивная роль приближалась к роли подбалки. В конце VI в. до н.э. ионическая капитель в плане приближается к квадрату. Вследствие того, что ионическая капитель имела очень разные главный и боковой фасады, капители угловых колонн требовали специального решения, которое впервые встречается в памятниках II половины V в. до н.э. в Афинах, после чего получает повсеместное распространение. В угловой капители угловая волюта располагалась под углом 45 º к обоим фасадам. Антаблемент малоазийского варианта ионического ордера состоял из двух частей: архитрава (значительно более легкого чем дорический) и карниза. Небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие полосы (лат. - фасции), что немного нависают одна над другой. Между архитравом и карнизом размещался пояс зубчиков (лат. - дентикул). Часть, венчающая антаблемент, - сима украшалась очень богатой орнаментальной резьбой.
 
Ионические храмы часто возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками из трех других сторон. Второй важный вариант ионического ордера появился примерно в 525 г. до н.э. в Дельфах и получил дальнейшее развитие во второй половине V в. до н.э. в Аттике. Аттическая база состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией. Плинт не был обязательным элементом аттической базы. Колонны не отличались от малоазийских, но в некоторых небольших ионических зданиях колонны заменяли скульптуры девушек в длинных, богато украшенных платьях. Такие опоры в виде женских фигур (кариатид) характерны для свойственного ионике стремления к скульптурным украшениям.
 
Антаблемент делился не на две, а на три части: над архитравом проходил непрерывный фриз, обычно украшенный лентой барельефа. Кровля сооружений ионического ордера не отличалась от дорической. Ступени, которые появлялись лишь в постройках второго ионического ордера, повторяли элементы карниза на продольных сторонах.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100