С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура зданий храмов Древней Греции (3/5)


Для эволюции архаических дорических храмов характерен переход от тяжелых и приземистых пропорций к более стройных и гармонично выразительным. Более ранние храмы часто имели громоздкие капители и слишком короткие стволы капители. Соотношение количества колонн на длинных и торцовых сторонах часто было таким, что храм был очень вытянутым в длину. Иногда на фасаде ставилось нечетное количество колонн, что не позволяло выделить главный вход и сделать его главной осью композиции. Постепенно все эти недостатки исчезали.
 
Во второй половине VII в. до н.э. были построены дерево-сырцовые антовые и периптерные храмы в Калидони, Фивах, Тегее и других местах. Наибольшее значение среди них имеют храмы Аполлона в Ферми и Геры в Олимпии. Храм Аполлона в Ферми (640-630 г.г. до н.э.) имел размеры по стилобату 12,13 х38, 23 м. Храм состоял из узкого (шириной 4,6 м) вытянутого наоса и опистодома при относительно широких портиках. Перекрытия и крыша были деревянными, кровля - черепичная. Внешняя колоннада состояла из 5х15 деревянных колонн на высоких каменных базах. В VI в. до н.э. деревянные колонны были заменены каменными. Наиболее значительными в этом храме были его керамическая облицовка и украшения. Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии - это один из древнейших дорических периптеров, от которого до нас дошли не только фундаменты, но и остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Самым древним известным круглым зданием, которое имело все основные элементы дорического ордера, был древний фолос в Дельфах (примерно 580 г. до н.э.). Много дорических храмов было построено в архаический период в Большой Греции. Наиболее известными являются руины храмов в Селинунте и так называемая "Базилика" в Пестуме. В "базилике" подчеркнуто прежде всего могущество и устойчивость здания; гармония пропорций в ней отсутствует, особенно из-за слишком раздутого энтазиса.
 
Храм Аполлона в Коринфе (VI век до н.э.) является одним из самых совершенных сооружений поздней архаики. Он сохранился лучше, чем другие памятники архаической дорики материковой Греции. Это дорический периптер с числом колонн 6х15 и размером по стилобатом 21,36 х53,3. Портики храма уже не имеют той преувеличенной по сравнению с площадью целлы ширины, которая характерна для сооружений ранней архаики. Ширина боковых портиков лишь немного превышает ширину крайнего пролета между колоннами, а в переднем и заднем портиках составляет примерно полтора пролета. В этом отношении план очень приближается к планам классической эпохи, но пропорции его еще очень вытянуты.
 
В архаичной архитектуре ионического и дорического ордера из известняка, широко использовалась яркая раскраска. Наиболее частым было сочетание красного и синего цветов. Раскрашивались тимпаны (треугольное поле под двухскатной крышей) и фон метоп, триглифы и некоторые другие части антаблемента. Раскрашивалась и скульптура, украшавшая архаичные храмы. Раскраска увеличивала ощущение праздничности архитектурного силуэта и подчеркивала архитектонику его частей (особенно в дорическом ордере).
 
Ионическая архитектура, которая в целом развивалась в архаический период в том же направлении, что и дорическая, отличалась от нее большим богатством декораций, большей утонченностью и легкостью. Даже старому типу храма "в антах" ионический ордер придал необычайно нарядный вид; так строились еще в VI в. до н.э. небольшие здания вокруг главного храма, например, казна сифносцев в Дельфах с фигурами празднично одетых девушек (кор) вместо колонн. Интересно, что ни в одной из этих сокровищниц не были применены ионические колонны, несмотря на то, что отдельно стоящая ионическая колонна была установлена в святилище Аполлона в первой половине VI в. до н.э. (она служила постаментом для крылатого сфинкса).
 
Храмы Ионии, то есть городов побережья Малой Азии и островов, выделялись особенно большими размерами и роскошью отделки. В этом выявилась тесная взаимосвязь городов-государств малоазийской Греции с культурой Востока. Эти храмы оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры. Архитектура греческой классики широко разработала все лучшие стороны ионического ордера, но осталась далекой от роскоши этих грандиозных храмов архаической Ионии; эта черта ионической архитектуры получила свое дальнейшее развитие лишь в период эллинизма.
 
Самыми выдающимися архаичными храмами Малой Азии были возведенные около середины VI в. до н.э. храм Артемиды в Эфесе, храм Геры на о. Самосе и храм Аполлона в Дидимах близ Милета. Все три сооружения представляли собой грандиозные по размерам, полностью построенные из мрамора, диптеры, то есть храмы с двойной внешней колоннадой. Храм Геры в Самосе и храм Артемиды в Эфесе имеют очень большое значение для истории архитектуры, поскольку в них впервые встречается зрелый, законченный ионический ордер в его малоазийском варианте. Храм Артемиды в Эфесе в древности считался одним из семи чудес света. Строительство храма началось еще в первой половине VI в. до н.э. В длину храм достигал 100 м. Глубокий пронаос состоял из четырех рядов колонн, по две в каждом ряду. Колонны на западном и восточном фасадах опирались на барабаны, украшенные скульптурными рельефами.
 
По сравнению с дорическими периптерами храм Артемиды в Эфесе поражал своим величием и роскошью, богатой игрой светотени и сложным ритмом рядов колонн. Но ему не хватало строгой пропорциональности и ясной простоты, присущих дорическим храмам поздней архаики. Именно строители дорических храмов с наибольшей полнотой выразили передовые художественные идеи своего времени, и в дальнейшем производимый ими тип периптер разрабатывался и совершенствовался в качестве ведущего типа архитектурного сооружения в период классики.

Архитектура зданий храмов классической эпохи
(480 - 400 гг до н.э.)

В результате разрушений, причиненных персидскими войнами малоазийским греческим городам, родине ионического ордера, в начале и середине классического периода доминирует строительство храмов в дорическом ордере. Ведущим типом монументальной архитектуры в начале V в. до н.э. оставался периптер. Храм становился короче, его целла - шире. В крупных храмах интерьер внутреннего помещения - наоса - обычно разделяли двумя продольными рядами колонн на три части. В небольших храмах архитекторы не использовали внутренние колонны, которые подпирали перекрытие наоса. Исчезло использование на торцевых фасадах колоннад с нечетным количеством колонн, которое мешало расположению входа в храм в центре фасада. Стандартным соотношением количества колонн торцевого и бокового фасадов стало 6 к 13 и 8 к 17, количество колонн боковой стороны было равным двойному количеству колонн торцевого фасада плюс одна колонна. В глубине центральной части наоса, окруженной внутренними колоннадами, прямо против входа размещалась статуя божества. Планирование храма получило логически ясную стройность и монументальную торжественность. Строго продуманная система расположения и соотношения всех элементов конструкции храма вела к созданию образа величественного, понятного и простого.
 
Архитекторы ранней классики тонко чувствовали связь системы пропорций архитектурных форм с абсолютными масштабами здания и с его размерами относительно человека и окружающего ландшафта. Разработка постоянной системы частей ордера и их формы происходила одновременно со все более свободным и многообразным построением их пропорциональных соотношений. Незначительные изменения пропорций вызывали соответствующие изменения в равновесии несомых и несущих частей. Видоизменяя соотношение пропорций всех частей здания, архитекторы видоизменяли и весь характер его образной выразительности. Поэтому каждый храм периода классики сочетал в себе принципы выработанного столетним опытом канонического решения с моментами, присущими конкретно лишь данному храму. Это придавало ему индивидуальное своеобразие и делало его неповторимым произведением искусства. Этим достигалось и решение задачи соотношения храма с окружающей средой и определялся его характер, то прочный и величественный, то легкий и изящный.
 
К этому времени окончательно установились и средства полихромии. К цветной керамической облицовке и раскраске прибавилось и использование разноцветных материалов (Эрехтейон). Разнообразные по цвету материалы применялись и для полов, что сыграло важную роль в цветовом уровне интерьера. Особое распространение получили мозаичные полы, состоящие из плиток разноцветного камня или гальки такого же небольшого размера. В дальнейшем в мозаике начали использовать и кусочки искусственно нарезанных цветных камней и сплавов.
 
Памятником, переходным от поздней архаики к ранней классике, был построенный примерно в 490 г. до н.э. храм Афины на острове Эгина. Размеры его невелики. Соотношение колонн - 6 к 12. Колонны стройны по пропорциям, но антаблемент еще очень тяжел. Храм построен из известняка и покрыт рисованной штукатуркой. Фронтоны были украшены мраморными скульптурными группами. Местоположение храма на высоком береговом склоне демонстрирует, как умели греческие архитекторы связывать строгую дорическую архитектуру с окружающим природным пространством.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100