С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура зданий храмов Древней Греции (4/5)


Наиболее полно типические черты архитектуры ранней классики воплотились в храме Зевса в Олимпии (Пелопонес). Этот храм начал новый период индивидуальной трактовки каждого сооружения. \Храм был построен местным архитектором Либоном из Элиды между началом 460 и 450 г.г. до н.э. В древности он был известен статуей Зевса работы Фидия, которая считалась одним из семи чудес света. Сейчас храм почти полностью разрушен и только по описаниям древних авторов (особенно Павсания) и благодаря совершенному изучению руин можно реконструировать архитектурный облик сооружения. Это дорический периптер размером 27,68 х64, 12 м по стилобату с количеством колонн 6х13. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Храм был построен из твердой породы известняка (ракушечника) и был покрыт тонким слоем белой мраморной штукатурки, что дало возможность достичь почти филигранной точности и чистоты исполнения деталей. Кровельная черепица, сима и скульптуры были мраморными. Строгость пропорций храма смягчалась праздничной по своему характеру раскраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. Метопы внешнего фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, не имели скульптурных украшений. За внешней колоннадой над портиками пронаоса и опистодома на метопах триглифного фриза были размещены скульптурные композиции, по шесть на каждом фризе. Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, который был центром большого архитектурного ансамбля Олимпии - священного центра спортивных соревнований. На фронтонах были изображены легендарные состязания на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах - подвиги Геракла. Таким образом в храме Зевса в Олимпии уже нашел свое воплощение характерный для классической Греции синтез архитектуры и скульптуры.
 
Вторая половина V в. до н.э. была временем наибольшего расцвета аттической культуры и искусства. Этот период называется высокой классикой. Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам - развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису. Именно в этот период в Аттике была сделана попытка создать единый общеэллинистический стиль, творчески сочетал достижения дорического и ионического зодчества. Периптер получает уникальную и полную глубокого идейно-художественного значения разработку в Парфеноне. Создаются новые и смелые асимметричные композиции зданий (Эрехтейон). Применение ордеров достигает значительной свободы: ордерная колоннада не только окружает храмы и служит средством выделения их в окружающем пространстве, она служит также для разделения отдельных частей пространства или наоборот - раскрытию одного пространства в другое. Соединение в одном здании дорического и ионического ордеров позволяет достичь большего разнообразия впечатлений. Коринфский ордер, который возникает в конце V в. до н.э., применяется в сочетании с дорическим и ионическим (храм в Бассах, архитектор Иктин). В коринфской колонне повторяются все части ионической колонны: те же каннелюры, базы и волюты. Лишь каннелюры сверху заканчиваются загнутым листом, база более сплюснута. Капитель напоминает корзину или связку цветов, охваченных снизу пояском. Завитки волюты могут быть восприняты как тычинки. Антаблемент богаче, чем в ионическом ордере.
 
Самыми выдающимися храмами высокой классики были храмы Афинского акрополя: Парфенон, храм Ники Аптерос и Эрехтейон. Парфенон - одно из самых совершенных произведений греческой классической архитектуры стал одним из высших достижений в истории мирового зодчества. Этот самый известный храм Афин был начат в 447 г. до н.э., а во время празднований Панафиней в 438 г. до н.э. состоялось освящение храма. Скульптурные работы на Парфеноне - Фидия и его помощников - продолжались до 432 г. до н.э. Перед архитекторами Парфенона Иктином и Калликратом стояло необычное, сложное и величественное задание: создать не только главный храм полиса, посвященный его божественной заступнице Афине, но и главное здание всего ансамбля Акрополя, которое, по замыслу Перикла, должно было стать всеэллинским святилищем. Парфенон имеет по 8 колонн на коротких сторонах и по 17 - на длинных; общие размеры здания 31х70 м, высота колонн - 10,5 м. Храм построен из квадров пантелийського мрамора, сложенных насухо. Архитекторы Парфенона творчески переработали композицию дорического периптера, свободно сочетая дорические и ионические архитектурные традиции.
 
План Парфенона включал не только большую целлу для культовой статуи, но и самостоятельное, обращенное на запад помещение, служившее сокровищницей и называвшееся "Парфенон", т.е. "помещения для девушек". Главное помещение Парфенона существенно отличалось от других храмов с тремя нефами: его продольные двухъярусные колоннады сочетались вдоль задней стены целлы третьей, поперечной колоннадой, образуя вокруг культовой статуи П-образный обход. Перекрытие западного помещения целлы храма поддерживалось четырьмя колоннами, которые, судя по их стройности, были ионическими. Ионические черты отразились и во внешней архитектуре храма: позади величественной внешней колоннады по верху стен целлы и над ее дорическими портиками тянулся непрерывный скульптурный фриз, под которым, однако, на восточном и западном фасадах были сохранены дорические полочки с каплями.
 
Ордер Парфенона значительно отличался от ордера предыдущих дорических храмов: колонны имеют значительно более легкие пропорции, сужение колонн не сильно, энтазис небольшой, колонны поставлены чаще, антаблемент облегчен. Жизненность и органичность архитектурного облика здания представляют незаметные для глаза курватуры, то есть очень слабая выпуклая кривизна горизонтальных линий стилобата и антаблемента, а также незаметные наклоны колонн внутрь и к центру сооружения. Эти легкие отклонения от геометрической точности были результатом расчета. Центральная часть фасада, увенчанного фронтоном, оптически давит на колонны и стилобат с большей силой, чем боковые стороны фасада, прямая горинзонтальна линия основы храма казалась бы зрителю слегка вогнутой. Для компенсации этого оптического эффекта поверхность стилобата и другие горизонтали храма делались архитекторами классического времени немного выпуклыми кверху. Ощущение едва уловимой изогнутости стилобата Парфенона усиливает впечатление упругого напряжения, которым проникнут весь его облик. Скульптуры Парфенона, выполненные лучшими мастерами Греции по замыслу и при непосредственном участии великого Фидия, играли очень важную роль в углублении и раскрытии богатого идейного содержания храма.
 
Храм Ники Аптерос (бескрылой Победы) был сооружен Калликратом в честь богини Победы в 421 г. до н.э. Это небольшой ионический четырехколонный амфипростиль размером 5,4 х8,14 м по стилобату, поставленный на высоком выступе - Пиргосе. Площадка вокруг храма была окружена мраморным парапетом, украшенным прекрасными скульптурными рельефами. Перед храмом размещался алтарь Ники. Целла храма не имеет ни пронаоса, ни опистодома. Торцы ее продольных стен обработаны в виде антов. Высота монолитных колонн храма 4,04 м. В храме - первые угловые ионические капители, дошедшие до нашего времени. Храм Ники дает классический пример трехчастного варианта ионического антаблемента. На барельефах фриза с трех сторон была представлена битва греков с персидской конницей, на восточной стороне изображены олимпийские боги, надзирающие за битвой. В храме присутствуют черты, присущие дорическому зодчеству, например живописный, а не резной декор симы, более тяжелые пропорции ордера.
 
Эрехтейон - последнее по времени сооружение Акрополя, завершившее весь его ансамбль. Новым было капризное асимметричное строение Эрехтейона, выполненное неизвестным архитектором в 421 - 406 гг до н.э. Художественная разработка этого храма, посвященного Афине и Посейдону, внесла новые черты в архитектуру классического времени: живописная трактовка архитектурного целого - интерес к сопоставлению контрастных архитектурных и скульптурных форм, множественность точек зрения, раскрывающих новые, разнообразные и сложные впечатления. Эрехтейон построен на неровном северном склоне Акрополя, его планировка продуманно включила в себя использование этих неровностей почвы: храм состоит из двух помещений, находящихся на разном уровне; он имеет разной формы портики на трех сторонах - в том числе известный портик кор (кариатид) на южной стене - и четыре колонны с промежутками, закрытыми решетками (позже их заменили каменной кладкой) на четвертой стене. Ощущение праздничной легкости и изящной стройности вызвано применением во внешнем оформлении более нарядного ионического ордера и прекрасно использованными контрастами легких портиков и глади стен. В Эрехтейоне не было внешней раскраски, ее заменяло сочетание белого мрамора с фиолетовой лентой фриза и позолотой отдельных деталей. В этом сооружении, прекрасном и пропорциональном, но далеком от строгой гармонии Парфенона, уже прокладывались пути к искусству поздней классики - искусству более непосредственно человеческому и волненительному, но менее героическому, чем высокая классика.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100