С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектура зданий храмов Древней Греции (5/5)


Архитектура зданий храмов эпохи эллинизма
(323 г. до н.э. - I в. н.э.)

В эллинистическом мире культовое строительство проводилось в больших масштабах, особенно в резиденциях монархических государств. Однако по своему идейному и художественному содержанию оно уже не занимает того ведущего положения, которое в греческом полисе классического периода ему было обеспечено более тесной связью между религией и городским сообществом. Под влиянием новых культов и новых градостроительных принципов появляется много новых композиционных вариантов храма и существенно меняется его архитектурный облик. Архитекторы стремятся к огромным масштабам, пышной роскоши и богатству архитектурных форм.
 
Греческий ордер теряет в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободно сочетаются друг с другом (например, двухъярусная колоннада - снизу дорическая, сверху ионическая - в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками (там же). Коринфский ордер не получает еще широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре "малых форм".
 
Исключением является единственное большое сооружение - Олимпейон в Афинах, достроенный уже в эпоху владычества римлян. Храм Зевса Олимпийского в Афинах, так называемый Олимпейон, начатый еще в VI в. до н.э., строился во II в. до н.э. и был завершен римлянами во II в. н.э. Олимпейон рядом с ионическими диптеральнимы храмами побережья Малой Азии является одним из крупнейших храмов Греции (107,75 х41,1 м по стилобату). Колонны храма выполнены из пантелийского мрамора и отличаются роскошью и в то же время сдержанностью форм. Их капители принадлежат к лучшим образцам коринфского ордера - здесь, безусловно, сказалось влияние более ранних периодов греческого искусства. Впервые в мировой архитектуре коринфский ордер выступает как монументальный ордер, который формирует огромный диптеральний объем. Благодаря использованию коринфского ордера композиция храма получила свойственную эпохе роскошь и пластическое богатство.
 
Своеобразным сооружением был так называемый Арсинойон на острове Самофраци - храм, построенный в 281 г. до н.э. Арсиноей, дочерью египетского царя Птоломея Сотера, и посвященный "великим богам". Храм представлял собой цилиндрическое в плане здание диаметром 19 м. Наружная стена храма членилась на два яруса; нижний ярус был глухим, выложенным из квадров мрамора , второй ярус состоял из 44 столбов, которые поддерживали антаблемент и коническую кровлю; промежутки между столбами были заложены мраморными плитами. Такое же членение на два яруса сохранялось в интерьере здания. Арсинойон - один из ранних образцов центрического сооружения с широким внутренним пространством. Новой чертой архитектуры является также принцип поэтажного членения, примененный в интерьере и на фасадах здания.
 
Для многих храмов эллинистического времени характерны некоторые новые черты, обусловленные размещением зданий в городском ансамбле. Храм располагается в глубине прямоугольного храмового участка, к тому же нередко задний торцевой фасад прилегает к стене, окружающей участок. Храм (зачастую простильного типа) поднимается на высоком подножии, имеет глубокий пронаос, сочетающийся с целлой высоким порталом между двумя стенками-парапетами, - способ, получивший распространение и в архитектуре эллинистического Египта, например, в храме в Эдфу. Таким образом, храм, включенный в композицию замкнутого перистильного двора и тяготея к симметричному расположению, рассчитан в основном на фронтальное восприятие в отличие от периптера классического периода, который воспринимался как свободно стоящий пластический объем. Характерными примерами могут служить святилище Зевса в Приене, храм в Ассоси и святилище Артемиды Левкофриены в Магнесии на Меандре.

Выводы

После многочисленных попыток монументализировать храмы использованием керамических деталей и облицовок в деревянных портиках зданий, а также после первых попыток ввести в них отдельные каменные части греческие архитекторы на грани VII и VI в. до н.э. переходят к строительству храмов из камня, создавая сначала дорический (в 600 - 580 гг до н.э.), а затем (в 560 - 550 гг до н.э.) ионический ордера. На протяжении большей части архаического периода греческих мастеров интересовали наиболее общие типичные черты зданий, которые возводились. Периптер, антовый и простильний храм получили в первой половине VI в. до н.э. свой характерный, более или менее устойчивый вид, а отдельные наиболее важные части ордера получили обобщенные, хотя и разные в деталях, формы. Между тем архитектуре эпохи архаики в различных областях греческого мира присущи значительные локальные различия. Тот же тип периптерального храма на побережье Малой Азии и прилегающих островах выступает в виде огромных ионических диптерив с целлой, окруженной колоннами, из которых восемь ставится на торцевом фасаде. В метрополии обычно ставят шесть колонн по главному фасаду, а неотъемлемыми частями дорического периптера является пронаос и опистодом, замыкающие целлу, композиция которой нередко складывается на основе конкретных локальных требований. В Большой Греции преобладают дорические перипте-ральные храмы с широким обходом (почти псевдодиптеры), развитыми восточными портиками и адитоном в конце узкой и длинной целлы. Но в течение архаического периода все локальные различия постепенно стираются и исчезают. Греки постепенно разрабатывают общие архитектурные формы важнейших видов сооружений и ордеров. Высокого художественного уровня достигает органическое сочетание архитектуры с другими видами искусств, особенно со скульптурой.
 
В классическую эпоху храм становится прежде всего сооружением общественным, большого государственного и идейно-художественного значения, выражающим в формах, соответствующих мифологическому характеру мировосприятия древних греков, важность, политическое и культурное превосходство полиса - строителя храма. Важным явлением в архитектуре конца архаического и начала классического периодов было сочетание сложившихся к тому времени общегреческих типов основных ордеров и каменных храмов (особенно периптеров) с их яркой индивидуализацией в каждом конкретном сооружении. Трактовка ордеров становится более свободной, а вместе с тем растет и разнообразие способов их применения в различных архитектурных композициях. Изменяя соотношение важнейших элементов ордера или его общих размеров, или того и другого одновременно, архитекторы научились изменять в нужном направлении "масштабность" и другие свойства ордерной колоннады, по желанию придавая ей выражение могущества, стройной силы или утонченности, изменяя вместе с тем и общий облик здания. Памятники классической эпохи характеризуются также последующими достижениями в синтезе искусств. В частности, греческие зодчие последовательно пытаются использовать традиционный для ионической архитектуры скульптурный фриз в дорическом периптере.
 
В эпоху эллинизма композиционные приемы усложняются. Храмы начинают вписывать в городские ансамбли. Получают развитие фронтальные композиции. В области развития художественных средств архитектуры был сделан значительный шаг вперед. Диапазон этих средств стал шире и обогатил композиционные и пластические приемы архитектуры. Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные средства - в перистильних композициях, в сочетании со стеной и многоярусной колоннадой. Возникают пластические видоизменения ордера - пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов. Синтез архитектуры и скульптуры получает новый смысл - предоставление архитектуре большей пластической насыщенности и богатства.

Библиография:
1. Быков В.Е. Архитектура эпохи эллинизма (323 г. до н.э – І в. н.э.) // Всеобщая история архитектуры: В 12-ти томах. – М., 1970. – Т.1.
2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.: «Наука», 1972.
3. Гнедыч П.П. История искусств: В 3-х томах. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – Репринтное воспроизведение изд.: СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1897. – Т.1.
4. Коплинский Ю. Искусство Древней Греции // Всеобщая история искусств: В 6-ти томах / Под общей редакцией Чегодаева А.Д. – М., 1956. – Т.1.
5. Маркузон В.Ф. Архитектура архаической эпохи (750 – 480 гг. до н.э.) // Всеобщая история архитектуры: В 12-ти томах. – М., 1970. – Т.1.
6. Маркузон В.Ф. Архитектура эпохи расцвета (480 – 400 гг. до н.э.) // Всеобщая история архитектуры: В 12-ти томах. – М., 1970. – Т.1.
7. Парландъ А.А. Храмы Древней Греціи: Лекціи по архитектурь читанныя въ императорской Академіи Художествъ. – СПб., 1890.
8. Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: В 6-ти томах / Под общей редакцией Чегодаева А.Д. – М., 1956. – Т.1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100