С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектурное проектирование зданий библиотек для читателей с проблемами зрения (2/4)


Архитектурный проект сооружения Региональной библиотеки штата Иллинойс (США)

Общеизвестно, что библиотека является учреждением, которое собирает и хранит печатные произведения для общественного пользования. Однако уже первые специализированные библиотеки для слабовидящих, которые начали появляться в XIX веке, выполняли гораздо более широкий диапазон задач, чем традиционные библиотеки. Так, открытый в 1897-м году, читальный зал для незрячих в Вашингтонской библиотеке Конгресса, кроме зоны для самостоятельного чтения, имел зону, предназначенную для "зрячих посетителей, которые приходят ознакомиться с системами печати книг для слепых, с печатными машинами, с приборами для рукописных сношений слепых со слепыми и зрячими "[2].
 
Упомянутая зона выполняла важную социальную функцию: пребывание слепых и зрячих людей в одной среде, что способствовало, во-первых, решению, в определенной степени, проблемы пространственной изоляции незрячих и, во-вторых, смягчению настороженного отношения зрячих к слабовидящим путем введения в этой среде информативно-образовательной программы.
 
Подобная идея была заложена в проекте сооружения Региональной библиотеки штата Иллинойс (США) для слепых и людей с физическими недостатками, возведенной в 1978-м году. Архитектор этого сооружения, Стэнли Тайгерман (Stenly Tigerman), стремился решить следующие главные задачи: создать дизайн интерьера, доступный для восприятия и ориентирования в нем незрячими людьми - с одной стороны, и с другой - оформить интерьер так, чтобы зрячие люди понимали, что это "не такое сооружение, к которому следует относиться, как в тюрьме, а такое, которое вмещает активную часть сообщества (поскольку традиционная окружная библиотека размещалась на втором этаже этого нового сооружения) "[4].

Архитектурный проект здания Региональной библиотеки штата Мэриленд (США)

Другой важной функцией, которую выполняют библиотеки для инвалидов зрения от самого своего появления, является распространение и озвучивание печатных произведений. Учитывая трудности в передвижении слепых, специализированные библиотеки в определенном регионе пересылают заказанную литературу своим пользователям домой по почте. Уже в 1897-ом г. читальный зал для слепых в Вашингтонской библиотеке Конгресса осуществлял такую рассылку в черте города. С перерывом на три месяца "тут же происходят чтения для слепых ... Читаются обычно произведения, которые еще не были напечатаны специальными шрифтами, и с которыми слушатели не могут ознакомиться иначе "[2]. Озвучивание литературных произведений является важным еще и потому, что люди, которые теряют зрение в зрелом возрасте обычно имеют проблемы с чтением текстов, напечатанных шрифтом Брайля или другими рельефными шрифтами - из-за ослабления тактильной чувствительности.
 
Большинство современных библиотек также осуществляют функцию озвучивания печатных произведений, записывая голос диктора на пленку или другой носитель. Сегодня, в эпоху информации и цифровых технологий, нередко две последние функции становятся доминирующими для специализированных библиотек, а залы для самостоятельного чтения занимают все меньшие площади в планировочной структуре всего сооружения. При этом теряется едва-ли не самая главная функция здания такого назначения - функция пребывания и общения людей с недостатками зрения. К библиотекам такого типа могут быть отнесены Государственная библиотека для слепых и инвалидов зрения штата Мэриленд и библиотека для слепых и инвалидов зрения Еврейского Института Брайля в Нью Йорке (США).
 
Сооружение специализированной библиотеки штата Мериленд было возведено в 1992 году в городе Балтимор по проекту архитектурной мастерской "Аерз Сент Гросс" Ayers Saint Gross). "Главной функцией библиотеки есть рассылка и прием возвращенных книг, потому задание на проектирование требовало устройства вместительных книгохранилищ" [11]. Проектом было предусмотрено размещение общественной организации в объеме, который выступает за пределы общей композиции сооружения. При этом общественные интерьеры, в том числе небольшие читальные залы, находятся в атриуме за стеной, облицованной известняком и завершенной стеклянной плоскостью. Большие площади закрытых книгохранилищ, складов и механического оборудования размещаются ниже отметки земли.

Архитектурный проект здания Нью-Йоркской специализированной библиотеки

Семиэтажное сооружение Нью-Йоркской библиотеки для слепых, строительство которой было завершено в 2008 году, является ревалоризацией двух городских особняков, которые с 1960 года занимал Еврейский Институт Брайля. Проект ревалоризации был разработан архитектурной мастерской "Финк и Платт Архитектз" (Fink & Platt Architects) и включал "модернизацию здания в соответствии с современными стандартами и увеличение площади за счет двух с половиной этажей арендных площадей, важного источника дохода для некоммерческой организации "[7]. Кроме того, архитекторы создали современный фасад для всей структуры.
 
Самым главным пунктом задания на проектирование было создание студии звукозаписи площадью 400 кв. м, где волонтеры могли бы записывать аудио книги. Размещенная на верхнем этаже студия оснащена оборудованием для индивидуального и группового чтения. С целью создания акустически приглушенной среды архитекторы предусмотрели усиленную звукоизоляцию в перекрытии последнего этажа и разместили энергосберегающие вентиляционные системы на противоположном по отношению к студии конце кровли, запроектировав их на отдельном фундаменте с амортизатором.
 
Новый стеклянный фасад заменил кирпичную стену, возведенную в 1960 году. Он имеет вынос 30 см в сторону тротуара от первоначальной границы землевладения, "выставляя вперед свое современное лицо, которое полностью скрывает тот факт, что за спокойным экстерьером находятся стены, построенные в 1890-х" [7]. Архитекторы сотрудничали с компанией графических дизайнеров "Уайтхауз и Компани" (Whitehouse & Company) в сфере дизайна интерьеров. Общий стиль входа в библиотеку, а также некоторые обои, обозначены мотивам небольших колец, которые ассоциируются с точками азбуки Брайля. Поскольку в число главных функций библиотеки не входит обеспечение условий для самостоятельного чтения посетителей, принципы формирования внутреннего пространства не отличаются от традиционных.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100