С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Архитектурное проектирование зданий библиотек для читателей с проблемами зрения (3/4)


Проект общественного здания Региональной библиотеки штата Иллинойс (США)

Более удобной для самостоятельного ориентирования читателей с проблемами зрения является Региональная библиотека штата Иллинойс для слепых и посетителей с физическими недостатками, в которой "движение людей организовано линейно, что упрощает запоминание структуры внутренней среды слепыми, а все публичные пространства, в которых они находятся имеют закругленные углы и спроектированы по принципу предсказуемости "[5]. План здания в целом довольно прост. Входной вестибюль перетекает в зал с абонементом и брайлевским каталогом, за которым располагаются галереи доставки книг вдоль длинной стены здания.
 
Архитектор сооружения Стэнли Тайгерман (Stenly Tigerman) прихотливо подбирал такие материалы и формы, которые одновременно "удовлетворили бы его визуальный вкус и ... так же передавали бы идею красоты пользователям, которые имели бы возможность понять ее только через форму и текстуру "[4].
 
Для упрощения ориентирования незрячих вдоль стен в интерьерах всех помещений расположены волнистые перила из огнеупорного пластика, которые "позволяет пользователям двигаться в пространстве, руководствуясь осязательным чувством лучше, чем с помощью доминирующего зрения" [10]. Пол устилает рельефная резиновая плитка "Пирелли" (Pirelli) - замечательный материал как для слепых, так и для других категорий маломобильных пользователей, поскольку он имеет ярко выраженную тактильную окраску и препятствует скольжению.
 
Учитывая то, что по официальному определению слепота не обязательно означает полную потерю зрения, и частично зрячий человек может различать контрастные цвета, архитектор ярко окрашивает внутренние и некоторые внешние поверхности библиотеки для слепых. "Тайгермановы цвета порывают с ожидаемым уровнем ведомственного аскетизма" [6]. Красный цвет здесь используется для наружных стен, блестяще-желтый - для элементов каркаса, синий - для инженерных коммуникаций. "Это не случайный выбор цветов, - подчеркивает архитектор - Они позволяют ... читать дом "[9].
 
Такое же цветовое решение частично выводится и наружу - оно присуще короткой грани призмы здания, в основе которой лежит прямоугольный треугольник. Лаконичная бетонная стена, которая соответствует гипотенузе треугольника, оживляется 55-метровым волнистым окном, "начинается в виде узкой горизонтальной ленты, затем устремляется вверх, вливаясь в большую стеклянную арку, и, наконец, мягко движется вверх и вниз на остатке расстояния" [4]. Представляя собой экстравагантный орнамент, это окно стало дизайнерским символом сооружения. При этом его геометрия не случайна. Высота полосы окна была подобрана таким образом, чтобы организовать длительный пейзаж для инвалидов в колясках, а верхняя часть арки раскрывает наружу зону доставки книг. Кроме того, длинное окно является картой галереи, которая тянется вдоль всей стены, спроектированной на ее внешнюю поверхность.
 
Максимально упрощенную структуру дизайна интеьера можем наблюдать и в сооружении Киевской библиотеки для слепых им. Островского. Центральным элементом интерьера является пандус, который соединяет входной вестибюль на первом этаже с Г-образным в плане коридором на втором. Коридор представляет собой линейную направляющую, на которую нанизываются доступные инвалидам зрения помещения: читальный и компьютерный залы и кабинеты администрации. Библиотека выполняет и роль озвучивания печатных произведений. Студия звукозаписи находится на первом этаже.
 
Для упрощения ориентирования посетителей библиотеки вдоль стен коридора устроены деревянные перила, имеющие разрывы в местах входов в помещения. Перед местами разрыва на перилах шрифтом Брайля нанесена информация о назначении данного помещения. Предусмотренные государственными строительными нормами резиновые рельефные дорожки на полу отсутствуют - их заменяют узкие ковры, выстланные вдоль всех возможных направлений движения незрячих посетителей. Такие ковры имеют существенный недостаток - им свойственны смятия на концах, что составляет определенную опасность, учитывая специфику сооружения.
 
К другим недостаткам проекта можно отнести расположение пандуса, ориентированного на первом этаже не в сторону вестибюля, откуда направляется основной поток пользователей, а в сторону небольшого торцевого холла. Такое расположение нарушает прямолинейное движение посетителей, создает дополнительные препятствия. Колонны в вестибюле первого этажа не огороженные и любые тактильные информаторы об опасности отсутствуют, что противоречит соответствующим нормативным документам.
 
Читальный зал библиотеки не отличается от традиционных читальных залов. Широкие ковры, выстланные в проходах между столами, играют роль тактильных направляющих.
 
Внешне сооружение представляет собой горизонтальную композицию из трех разных по размерам в плане, но устойчивых по высоте прямоугольных параллелепипедов, расположенных по вертикали. Здание довольно удачно вписано в окружающую среду и рельеф. С обеих сторон тротуаров, ведущих к библиотечному входу установлены металлические ограждения с контрастными поручнями.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100