С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Дизайн интерьера незрительного восприятия


текст: Кирилл Комаров "Геометрическое и компьютерное моделирование": Сборник научных работ, Харьков- 2009, Выпуск 24. С. 176-181.

Интерьер незрительного восприятия - среда, ориентирование в которой невозможно посредством зрения:
- Любой интерьер, при условии его восприятия слепым человеком;
- Интерьер, находящийся под влиянием факторов, исключающих ориентирование с помощью зрительного восприятия.
 
По статистике, сегодня в мире живет около 37 млн. слепых и 161 млн. инвалидов зрения [6], которые в силу физиологических особенностей, не могут моделировать пространство интерьера в своем сознании на основе визуальных образов. Этих людей можем рассматривать как отдельную категорию субъектов интерьера с особенностями восприятия. Первоочередным условием комплексного удовлетворения психологических запросов мировосприятия этой категории субъектов среды является разработка методики проектирования зданий и дизайна интерьеров, которые возможно воспринимать без использования зрения. Разработка такой методики является важной задачей, которая стоит перед современной теорией архитектуры.
 
Активное исследование проблем восприятия архитектурной среды началось уже в 20-х гг ХХ в. в работах выдающихся советских архитекторов и педагогов М.Я. Гинзбурга, М.А. Ладовского, В.Ф. Кринского, и др. Однако в то время рассматривались вопросы только зрительного аспекта восприятия, тогда как другим не уделялось должного внимания. Вопросы зрительного восприятия освещены в работах А.В Иконникова, Г.Б. Минервин, О.Г. Раппапорта, В.Г. Тальковського и др.

Архитектурное проектирование и дизайн интерьеров незрительного восприятия

Главными категориями, которыми оперирует архитектура является объем и пространство. Вопрос о доминировании одной из этих категорий над другой остается актуальным и дискуссионным. В своей статье "Человек в пустоте" профессор кафедры "Градостроительство" Московского Архитектурного Института М. Шубенков утверждает, что определение архитектуры через ее пространственные свойства позволяет увидеть за декорированными поверхностями стен архитектурных объектов ... другую суть архитектуры, которая по силе своего воздействия на психику людей не уступает первой, а в чем-то даже ее превосходит.[3]
 
Рассмотрим понятие объемно-пространственного решения архитектурного объекта в виде взаимосвязи двух составляющих:
- пространственная составляющая - собственно пространство, организованное для определенных нужд определенного субъекта или определенной совокупности субъектов (дизайн интерьера);
- Объемная составляющая – контурная оболочка этого интерьера, которую может наблюдать любой человек, находясь за пределами интерьера (экстерьер).
 
В случае первой составляющей, под пространством интерьера понимаем некоторый объем воздуха, внутри которого может перемещаться человек. Организующим фактором любого интерьера выступает твердое вещество, которое образует горизонтальные и вертикальные плоскости. При чем, с точки зрения перемещения, горизонтальные плоскости играют определяющую роль, создавая физическую предпосылку движения для определенной ячейки интерьерного пространства, вертикальные же – только акцентируют направление движения на уровне человеческого восприятия.
 
В случае второй составляющей, твердое вещество определяет поверхность интерьера. Благодаря такому очерчиванию, все пространство интерьера включается в пространство улицы или площади города в качестве его объекта. Совокупность таких объектов играет роль вертикальной плоскости (сплошной или разорванной), которая выступает организующим фактором дизайна интерьера улицы.
 
В случае второй составляющей, твердое вещество определяет поверхность интерьера. Благодаря такому очерчиванию, все пространство интерьера включается в пространство улицы или площади города в качестве его объекта. Совокупность таких объектов играет роль вертикальной плоскости (сплошной или разорванной), которая выступает организующим фактором дизайна интерьера улицы.
 
Таким образом, если представить себе пространство в виде бесконечного во всех направлениях объема газообразного вещества, то дизайн интерьера осуществляется путем размещения определенных жестких направляющих объектов внутри объема газообразного вещества таким образом, чтобы человек, находясь в этом интерьере, имел возможность его адекватно воспринимать и моделировать в своем сознании. Иными словами, необходимым условием удачного дизайна интерьера является передача исчерпывающей информации о его структуре субъекту восприятия. Для передачи этой информации целесообразно использовать все доступные методы.
 
Современной психологии известно пять механизмов восприятия: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и осязательное. Каждый из этих механизмов обладает индивидуальным набором свойств, поэтому возможности их использования для нужд ориентирования в архитектурной среде разные. Традиционно, во время проектирования зданий и дизайна интерьеров, архитектор опирается на зрение, которое является наиболее развитым механизмом восприятия окружающего мира у подавляющего большинства людей. Интерьер, организованный таким образом, ориентирован только на зрительное восприятие и не может комплексно восприниматься без использования зрения.
 
Существует ли потребность в исследовании незрительного аспекта восприятия дизайна интерьера и есть ли смысл в разработке методики дизайна интерьеров незрительного восприятия? Этот вопрос время от времени поднимается на страницах научных изданий последних десятилетий. Так, коллектив авторов учебного издания " Архитектура и психология", высказывает мнение о том, что психологический смысл архитектурного пространства принципиально нельзя сводить лишь к зрительным впечатлениям [2] и обосновывает такую точку зрения определением восприятия в современной психологии. [2]
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100