С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Дизайн интерьера незрительного восприятия (2/2)


Профессор Н. Шубенков, объясняя сущность интерьера, предлагает представить себе ситуацию, которая заставляет нас отказаться от способности зрительного восприятия архитектурной среды, которая нас окружает. [3] Исследователь предлагает попробовать исключить зрительный влияние архитектуры и оценить только те влияния со стороны окружения, которые сохранятся в этом случае. Ближайшие ощущение такого рода воздействий пространственного окружения испытывают слепые от рождения люди. Они не видят визуальной формы предметов и не знают, что такое зрительный образ [3]
 
Что касается зрячего человека - ему трудно представить отсутствие зрительного образа даже при условии невизуального восприятия дизайна интерьера, поскольку благодаря предметности восприятия, человек способен соотнести информацию, получаемую из внешнего мира ... с самим предметным миром [2]. Идентифицировав определенный предмет, человек может воспроизвести его визуальный образ из памяти с помощью воображения. Учитывая такую особенность, полноценного интерьера незрительного восприятия для зрячего человека существовать не может, но вполне возможно представить себе пребывание зрячего человека в интерьере не наделенном зрительными характеристиками.

Концепции незрительного восприятия в дизайне интерьера

Рассмотрим две полярные концепции интерьеров незрительного восприятия, рассчитанные на зрячих людей, предложенные международной сетью ресторанов « Dans Le Noir ?» и инсталляцией известного британского художника Э. Гормли «Слепой свет». В обоих случаях интерьер незрительного восприятия создается путем использования факторов, которые делают невозможным ориентирование в нем с помощью зрительного восприятия. Но визуальные эффекты этих двух интерьеров - различные. В первом случае человек погружается во тьму, во втором - наоборот - ощущает равномерно белую светящуюся среду.

Первый случай с технической точки зрения достаточно легко осуществим, во втором – интерьер незрительного восприятия создается путем заполнения интерьера стеклянной комнаты сухим белым паром, равномерно освещенным в объеме. Это создает эффект густого тумана; интерьер кажется бесконечной средой, не наполненной никакими предметами, средой, не обладающей никакими характеристиками кроме белого цвета.
 
Цель пребывания в темноте интерьеров ресторана " Dans Le Noir ?" - приобретение нового сенсорного и социального опыта. Сенсорный опыт заключается в возможности "переоценить вкусовые ощущения, когда зрение отключено" [4], социальный опыт от ужина в таком ресторане, по версии его администрации, заключается в "общении с людьми без предубеждений, связанных со зрительным восприятием" [ 4], а также в "обмене ролями между слепым и зрячим" [4], который происходит во время каждого сеанса. Поскольку зрячий человек, попадая в неизвестный ему интерьер, погруженный во мрак, полностью дезориентируется, официанты ресторана (которыми здесь работают инвалиды зрения) становятся проводниками для этого человека.
 
Цель пребывания в интерьере комнаты Э. Гормли - "пережить опыт исчезновения своего тела и потерять себя в густом, сыром тумане, который, кажется, можно ощутить на ощупь." [5]
 

С точки зрения понимания особенностей восприятия слепого человека, концепция инсталляции "Слепой свет" является более удачной, чем концепция дизайна интерьеров сети ресторанов " Dans Le Noir ?". "Мы зря представляем, будто слепой погружен во мрак, что он чувствует темноту так, словно попал в черную яму. Достаточно авторитетные исследователи свидетельствуют о том (...), что такое представление совершенно ошибочно. Слепые не ощущают непосредственно своей слепоты."[1]
 
Ориентирование внутри темного зала ресторана " Dans Le Noir ?" осуществляется с помощью проводника. Посетители формируют собственное представление о дизайне интерьера, который их окружает, на основе устных указаний проводника, тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. В интерьере стеклянной инсталляции "Слепой свет" самостоятельное ориентирование не предусмотрено.
 
Таким образом, необходимым условием удачного дизайна интерьера является обеспечение комплексного информирования человека о структуре окружающего пространства. Для передачи такой информации целесообразно использовать все доступные механизмы восприятия. Традиционный дизайн интерьера ориентирован только на зрительное восприятие и не может быть комплексно воспринятым без использования зрения.
 
Полноценного интерьера незрительного восприятия для зрячего человека существовать не может. Проанализированные концепции дизайна интерьеров незрительного восприятия международной сети ресторанов " Dans Le Noir ?" и инсталляции известного британского художника Э. Гормли "Слепой свет" носят сугубо локальный характер и не предоставляют возможности самостоятельного ориентирования.

Литература.
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Лань, 2003.
2. Степанов А.В., Иванова Г.И., Ничаев Н.Н. Архитектура и психология. - М.: Стройиздат, 1993.
3. Шубенкова М. Человек в пустоте / / АСД / ACD . Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2006. Вып. 2 (54).
4. http://www.danslenoir.com / / Dans le Noir? Accueil.
5. http://www.antonygormley.com / / Antony Gormley.
6. http://www.who.int / / World Health Organization.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100