С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Формирование пространства незрительного восприятия (2/3)


Труднее с "начертательным значением". В чисто геометрическом смысле такая характеристика присуща лишь зрительному образу. Однако контурное обозначение любого предмета можно исследовать благодаря осязательному восприятию. Невыясненным при этом остается вопрос, каким будет "Начертательное значение" субъективной модели архитектурной среды слепого от рождения человека.
 
К предложенным Хармсом характеристик субъективных моделей следует добавить еще одну - "значение глубины". То есть количество воспринятых и проанализированных данных, на основе которых формируется образ. Эта характеристика позволяет описать образ переменным во времени, постоянно корректирующимся в зависимости от информации, которая воспринимается, от "первого впечатления" к более осознанным уровням.
 
Важно отметить, что традиционно в теории архитектуры под понятием "образ" понимают только одну из его разновидностей - зрительный образ, который формируется на основе зрительного восприятия . Такой образ можно приравнять к категории "субъективной модели архитектурной среды", которая находится в сознании зрячих людей. Попробуем сравнить такую субъективную модель с той, которая складывается в сознании слепого от рождения человека.
 
Профессор кафедры градостроительства Московского архитектурного института М. Шубенков, объясняя сущность пространства в своей статье "Человек в пустоте", предлагает представить себе ситуацию "которая заставляет нас отказаться от способности зрительного восприятия архитектурной среды, окружающей нас "[4]. Исследователь предлагает попробовать "исключить зрительное влияние архитектуры и оценить только те влияния со стороны окружения, которые сохраняются в этом случае. Ближайшие ощущения такого рода воздействий пространственного окружения испытывают слепые от рождения люди. Они не видят визуальной формы предметов и не знают, что такое зрительный образ "[4].
 
Что касается зрячего человека - ему трудно (если не невозможно) полноценно осознать отсутствие зрительных образов даже при условии экранного восприятия пространства, поскольку "благодаря предметности восприятия, человек способен соотнести информацию, получаемой из внешнего мира ... с самим предметным миром "[3]. Идентифицировав определенный предмет, человек может воспроизвести его визуальный образ из памяти с помощью воображения. Учитывая такую особенность, мы не ставим задачу окончательно понять, что чувствует слепой от рождения человек, находясь в определенном пространстве, а лишь попробуем привести гипотезу различий в субъективных моделях архитектурной среды, созданных на основе зрительного восприятия и осязательную-слухового.
 
Каждую из этих моделей можно описать в виде двух составляющих: пространственной - образ от самого пространства, в пределах которого человек имеет возможность перемещаться, а образ этих границ представляет собой вторую, объемную составляющую, которая является результатом анализа субъектом плоскостей, ограничивающих и одновременно образующих это пространство.
 
Такое членение субъективной модели может быть действительным для любой архитектурной среды, от интерьера дома до городской площади, поскольку именно плоскости представляют собой оболочку пространства. Благодаря этой оболочке, объем интерьерного пространства включается в более широкое пространство (улицы или площади города) в качестве его объекта. Совокупность таких объектов выступает организующим фактором среды.

Субъективные модели архитектурной среды

Проанализируем обе составляющие каждой из двух субъективных моделей на основе пяти характеристик, предложенных в предыдущем разделе.
 
Пространственная составляющая субъективной модели архитектурной среды слепого человека формироваться благодаря одному лишь осязательному восприятию. Пространство (некоторый объем воздуха), не оказывает значительного сопротивления движениям субъекта, и, практически не формируя осязательных ощущений, создает свободное "значение эмоционального и эстетического влияний". Жесткая горизонтальная поверхность под ногами субъекта добавляет образу чувство уверенности. Отсутствие препятствий в движениях указывает на перемещение, как "утилитарное значение" данного образа, если только за счет изучения определенной среды, "значение глубины" его образа не стало достаточным для того, чтобы приписать ему некое стереотипное "утилитарное значение" (например интерьер кухни - комнаты для приготовления пищи). "Начертательное" же значение при этом будет условно бесконечным (если человек предварительно не изучил контуры направляющих вертикальных плоскостей, организующих пространство) до момента, когда в процессе перемещения субъект приблизится к вертикальной плоскости, организующей и ограничивающей пространство и почувствует ее на ощупь . В этот момент "Начертательная значение" пространственной составляющей ограничится, "значением глубины" обазу начнет расти в зависимости от того, как субъект будет анализировать структуру формирующих пространство плоскостей, а к чистой пространственной составляющей будет добавлена составляющая объемная.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100