С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Творчество Микеланджело Буонаротти


текст: Комарова Анна, 2007г.

Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564) - выдающийся итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались высшим достижением искусства Возрождения. Он родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в маленьком городке Капрезе около города Ареццо. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Семья вскоре переехала во Флоренцию. Микеланджело глубоко любил свой город, его искусство, культуру и пронес эту любовь до конца своей жизни. Он провел большую часть зрелого возраста в Риме, работая над заказами римских Пап, однако оставил завещание, согласно которому его тело было погребено во Флоренции, в гробнице в церкви Санта Кроче. В 1488 году он стал учеником в мастерской художника Гирландайо. Здесь он ознакомился с основными материалами и техникой фрески и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм. Вскоре Микеланджело начал учебу в школе скульптуры в садах Медичи. Примерно через два года Лоренцо Великолепный пригласил одаренного юношу жить и работать в своем дворце. Там он имел возможность познакомиться с молодыми представителями семейства Медичи, двое из которых позднее стали римскими Папами Львом Х и Климентом VII. Он также познакомился с гуманистом Марсилио Фичино и поэтом Анджело Полициано, часто посещавшими дом Медичи. Некоторые из их главных идей стали источником вдохновения и душевных мук Микеланджело, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью. Так, Фичино считал, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены, что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело - тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Творцу, но может сделать это только в смерти. Молодой Микеланджело находился под влиянием этих идей.

Скульптура

Первые известные нам два рельефа Микеланджело создал, когда жил у Лоренцо Великолепного, - это "Мадонна у лестницы" (1489 - 1492 гг.) И "Битва кентавров" (ок. 1492 г.). "Мадонну у лестницы" Буонарроти создал из воскового мрамора в технике низкого рельефа. Мария сидит на ступеньке гигантских лестниц, как у подножия храма. Путти - тот, который опирается на перила лестницы, и другой, едва видимый справа, - держат саванн. Обращенный внутрь себя взгляд, выражение беспокойства, беззащитности и печали на лице Марии говорят о том, что мыслями она сейчас далеко - у подножия распятия. Фигура Марии большая и тяжелая, хотя высота мраморного блока - чуть выше полуметра. Тело и одежда Богоматери, как прижатые к незаметной передней плоскости, наполнены скованной энергией. В фигуре Младенца Иисуса, заснувшего у материнской груди, представленной в свободном контрфорсе, Микеланджело впервые использует свой любимый ракурс.
 
"Битва кентавров" представляет собой творческий парафраз римского саркофага. Здесь Микеланджело демонстрирует особенности своей зрелой манеры: выражает эмоциональное напряжение битвы противопоставлением обнаженных мужских тел; превращает множество фигур в неглубокий занавес, позади которого нет ничего, что бы ассоциировалось с "местом происшествия"; местами оставляет "non finito". Плотно переплетенные тела выступают вперед. Грубо начертанный фон наверху - раскаленный битвой воздух. Это первая и наиболее общая формулировка темы борьбы у Микеланджело, когда драматическая коллизия выступает в максимально широкой, но одновременно и в нерасчлененной форме, когда идейная программа образа сливается с его пластической стихией, чем и объясняются трудности в приближении ее к той или иной фабуле.
 
После смерти Лоренцо Медичи Микеланджело переезжает в Рим. Там он создает в 1496 - 1497 годах статую Вакха, которая по мнению В.Н. Лазарева является наименее самостоятельным из произведений Буонарроти. Она выдает прямое и очень сильное влияние античной пластики, будто сковывает волю скульптора. В ней есть что-то безликое, фактура представляется слишком заглаженной, ее поза воспринимается как повторение заученного мотива движения. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится гроздью винограда. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а, следовательно, и духовную слабость. В саду виллы первого обладателя статуи она заняла свое место среди антиков, подобных ей.
 
Гораздо более оригинальным и совершенным было другое произведение первого римского периода - "Пьета" (1498 - 1499). Мария, которая держит на коленях мертвого Христа, изображенная здесь не по годам молодой. Ее прекрасное лицо дышит грустью, но в нем нет отчаяния. Гибель сына она воспринимает как воплощение замысла судьбы. Ее горе настолько бесконечное и глубокое, что превращается из личного в горе всего человечества. С невероятным мастерством соединил Микеланджело две фигуры, которые перекрещиваются, в неразрывную группу.
 
Он так закомпоновал фигуру Христа, что она не выходит за пределы замкнутого силуэта, наделенного сильной пластической выразительностью. Хитон и плащ Марии, ложатся красивыми складками, оттеняя наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. Поверхность мрамора тщательно отполирована, все детали обработаны с очень высокой степенью завершенности. Учитывая будущее местонахождение скульптурной группы, предназначенной для украшения капеллы, где она должна стоять у стены, Микеланджело подчинил всю композицию ее фронтальному аспекту.
 
С весны 1501 до марта 1505 Микеланджело жил во Флоренции. Там между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года он создал статую Давида, одно из лучших и известнейших своих произведений. Давида поставили перед стеной Палаццо Веккьо, и он должен был символизировать свободу республики. Скульптор получил мраморную глыбу сильно вытянутой формы и неглубокую по объему. К тому же эта глыба была частично подготовлена для фигуры Давида скульпторами XV века, которые потом отказались от нее, такой неудобной она была по форме. Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым обнаженности тот нравственный смысл, который он имел в античной пластике. Фигура дана в покое. Запрокинутая на плечо Праща и камень в правой руке есть только атрибутами, намекающими на героический поступок Давида. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер фигуры. Прекрасное, мужественное лицо отмечено благородством, мощный торс и прекрасно моделированные руки и ноги выражают не только физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть тела покоится на правой ноге, левая несколько отставленная в сторону, левая рука, поддерживающая пращу, согнутая в локте, словно приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Но в основном она рассчитана на восприятие фронтальное и под углом справа, куда обращено лицо Давида и куда направлен его взгляд. Давиду свойственны такая мощь и энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая бы могла противостоять юному герою.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100