С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Мозаики Равенны (2/7)


Мавзолей Галлы Плацидии

Обычно древнейшими из равеннских мозаик, дошедших до нас, считают мозаики так называемого Мавзолея Галлы Плацидии (вторая четверть V века). Он был украшен мозаиками дочерью Феодосия Великого и сестрой Аркадия и Гонория Галло. Название храма - условное, на самом деле он был дворовой часовней, посвященной мученику Лаврентию, заступнику династии Феодосия. Для ее декорирования Галла Плацидия, которая воспитывалась в Константинополе, привезла византийских мастеров. Высокое качество мозаик и их стиль не оставляют в этом сомнений. Небольшой храм в форме равноконечного греческого креста, перекрытого куполом на парусах, по типу и функциям был мартирием. Тематика мозаик связана с похоронными обрядами, но еще больше отражает общие истины христианства. Мозаики расположены лишь на верхних частях храма, вся нижняя часть на уровене роста человека облицована прозрачным мрамором немного желтоватого оттенка.
 
В мозаиках Мавзолея обращает на себя внимание любовь к синему фону. Все сцены и орнаменты представлены на синем фоне. Купол представляет собой синее небо, усыпанное звездами. В его центре золотой крест, большая сторона которого направлена на восток. С четырех сторон свода на стенах, соответствующих поздним парусам в византийских купольных церквях, размещены по грудь, на облаках, четыре эмблемы евангелистов: ангела, быка, льва, орла. Под куполом на четырех стенах, лежащих под арками, мозаикой образованы ниши в виде раковин, в которых по бокам окна стоят апостолы со свитками. Всего апостолов восемь. Между апостолами, под окнами, изображены жбаны с водой, по бокам которых по голубую. Коробовые своды в западном и восточном рукавах покрыты по синему фону орнаментом в виде кружков, которые то имеют вид цветов, то представляют собой монограмму Христа. Между этими кругами рассыпаны восьмилепестковые белые цветки. Коробовые своды в северном и южном рукавах покрытые орнаментом в виде двух побегов аканфа, по типу виноградной лозы, ветви которых образуют завитки, постепенно чередующиеся в направлении поддужной арки и уменьшающиеся кверху. Между этими лозами на среднем своде поверх расцветшей чашечки лиственнй виноградной кисти поставлена золотая человеческая фигура, крепко завернутая гиматием, покрывающим ее руки. Такая орнаментация расположена с обеих сторон монограммы Христа, которая представлена в центре свода. Всего в арках четыре человеческие фигуры. Их можно отнести к числу апостолов, изображенных в нишах под куполом. Таким образом устанавливается число всех двенадцати апостолов. На западной стене, над входом, под аркой, в люнете, среди горного пейзажа, изображен Добрый Пастырь. Он опирается, сидя на камне, одной рукой на древко креста, а другой ласкает овцу из своего стада. На восточной стене под аркой, в которой находится так называемый саркофаг Галлы Плацидии, изображен св. Лаврентий, который идет на мученическую смерть с крестом и книгой. Открытый шкаф демострирует книги четырех Евангелий, которые вдохновляют мученика на подвиг во имя Спасителя. На южной и северной стенах, под аркой среди завитков аканфовой лозы, два оленя, пьющие воду из природного источника, водоема, скрытого в зарослях (образ душ, приходящихся к источнику веры). Такова в целом роспись Мавзолея.
 
В этой росписи главное место занимает крест на звездном небе. Он изображен здесь как символ победы Христа над смертью и символ его страданий. Четыре эмблемы евангелистов, окружающих крест, символизируют учение, которое принес в мир Христос. Христу поклоняются представленные над арками и боковыми сводами апостолы, навстречу ему идет св. Лаврентий.
 
Драгоценные украшения роскошных тяжелых сводов, сияющих синевой и золотом, дает явное ощущение небесной тверди. Узоры этих "небес" не легкие и нежные, а плотные и густые. Они уподобляют верхнюю часть часовни непроницаемому ковру и заставляют воспринимать нижнюю зону, облицованную прозрачным мрамором, как невесомую, легкую. Нависание, ощущение отсутствия опоры для верхней части стен, украшенной мозаиками, подчеркивает зыбкость, эффект парения представленных там фигур. Интересно, что уже здесь применен прием увеличения масштаба кверху, соответственно удалению от глаз, что станет обязательным для византийских росписей.
 
Апостолы изображены таким образом, что их поворотами и жестами организуется круговое движение, переходящее от люнета к люнету. Лишь верховные первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете, там, где размещался алтарь, изображены симметрично: здесь завершается их движение. Апостолы стоят на зеленой земле, которая тянется длинной полосой под их ногами. Они разговаривают друг с другом, при этом они правую руку немного поднимают вверх, а в левой одни держат свитки, а другие поддерживают ею конец гиматии. Апостолы одеты в белые одежды, нижняя часть которых оттеняется голубым цветом, а верхняя - матовым.
 
Особенность общего замысла росписи позволяет понять контраст двух люнет: с мучеником Лаврентием и благим Пастырем. Сюжет первой росписи представлен прямо на синем фоне, который здесь не такой, как в других композициях. Он не ровный, а усиливается и представляет темные синие пятна в нижней части и по бокам фигуры св. Лаврентия, так что последняя резко выделяется на этом фоне, никаких других живописных деталей или пейзажа здесь нет. Одетый в светло-голубой хитон и белый гиматий, конец которого переброшен через левую руку, св. Лаврентий идет торопливо. В левой руке он несет книгу в красной обложке, а правой придерживает на плече длинный золотой процессионный крест. Главу Святого венчает золотой нимб. Перед ним, посередине изображения, стоит орудие его казни - решетки, под которыми виден огонь. На противоположной стороне стоит шкаф для книг, на полках которого стоят четыре Евангелия. Таким образом, это изображение мученика, идущего на страдания, т.е. изображение не символическое, а реальное, но поданное в условной обстановке. В мозаике Лаврентий охарактеризован человеком среднего возраста, с небольшой бородкой, коричневыми волосами. Его лицо удлиненное, глаза широко раскрыты (это свойственно всем равеннским типам). В исполнении фигуры св. Лаврентия особенно важно подчеркнуть, как и в фигурах апостолов, тщательное моделирование. Лишь конечности выполняются очень мягко, в полутонах, одежда богата этими полутонами.
 
Мозаичное изображение Доброго Пастыря окружено таким же орнаментом, как и изображение со св. Лаврентием. Но вместо синего фона здесь представлено голубое (ясное) небо ровного цвета без полутонов, а пейзаж горный со скалами. Характер горной местности очень удачно передается небольшими кустами, растущими в разных местах по земле и по уступам. Добрый Пастырь сидит на одном скалистом уступе, окруженный овцами. Все овцы повернули головы в сторону Доброго Пастыря и смотрят на него. Одну из них он ласкает, а в левой руке держит высокий золотой крест. Овцы расположены симметрично: по бокам Пастыря стоят четыре овцы, из которых два представлены по сторонам его ног; они идут в разные стороны, но головы обращают на него; пятая овца (справа от зрителя) лежит, в результате чего логичным было бы размещение такой же овцы и с левой стороны (рисунок Чиампини, сделанный с мозаики до ее реставрации подтверждает это мнение. Таким образом, в композиции полная симметричность расположения, подчеркнута даже тем, что по обе стороны от Пастыря изображено по скалистому уступу. Добрый Пастырь представлен в юном типе Христа в роскошном наряде - золотой тунике и красно-пурпурном гиматии, и с золотым большим нимбом вокруг головы. Эти особенности указывают на византийское искусство. Тем более, что Добрый Пастырь держит высокий золотой крест, имеющий форму Голгофского креста, который появился в искусстве в IV веке. Одежда, процессийний крест, величественная поза - все указывает на то, что в образе Доброго Пастыря автор хотел подчеркнуть царское величие Сына Божьего, который как и царь является истинным пастырем своей паствы.
 
В широком овале, в прямом носу, широком подбородке, резком взгляде красивого лица Доброго Пастыря и пышных волосах есть нечто, напоминающее тип Аполлона. Этот античный тип применен для величественной характеристики Христа с большим художественным талантом. Здесь мы видим ту технику, которой отличалось античное искусство. Лицо, тело лепится массами, то есть светом и тенями. Лицо не имеет контуров, за исключением линий волос.
 
То есть, в мозаиках Мавзолея Галлы Плацидии мы имеем дело с элементами восточного и византийского стиля. Голубой фон, композиция потолка - восточного происхождения, в восточных памятниках известна композиция с оленями, а Добрый Пастырь - византийская фигура с греческим типом лица и костюмом. Эмоциональный смысл всей мозаичной отделки, христианская символика его декоративных мотивов получают художественную жизнь в образах, в которых четко звучит унаследованное от античности представление о поэтичности окружения. Но это уже не непосредственное отражение реальной действительности. Мозаики создают особый мир духовной красоты, глубоких чувств и тонких мыслей; картина природы в мозаиках Мавзолея имеет преимущественно декоративный характер . Поэтому главную роль получила эмоциональная выразительность цветных созвучий, а не пластичность объема.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100