С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Мозаики Равенны (3/7)


Баптистерий Православных

Баптистерий Православных, украшенный при архиепископе Неоне (451 - 473 гг), также отличается высокими художественными достижениями. В нем сильнее выступают местные традиции, которые еще во многом берут свое начало в античных источниках. На это указывают объемные трактовки фигур, перспективное решение архитектурного пояса, светлые, легкие, радостные краски, которые напоминают античную палитру, и наконец, римские типы лиц апостолов, которые отличаются сугубо земным характером.
 
Интерьер Православного баптистерия поражает своей изысканностью и суровой размерностью частей, в которой довольно много сохранилось от пропорционального строя античной архитектуры. Архитектурная (обогащенный ионический ордер) и скульптурная отделки (горельефы с образами пророков, выполнены также при архиепископе Неоне) органично сочетаются с мозаичной росписью и входит в нее как составная часть. Главным в решении ансамбля становится принцип проведения единого мотива - арки на колоннах или портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый низкий ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с фиктивными нишами (нижние арки возобновлены в XIX веке, равно как главы Спасителя и Крестителя, голубь в сцене Крещения). На втором ярусе они множатся: арки, обрамляющие скульптуры пророков, окружают оконные проемы. В более сложном и богатом виде тот же мотив встречается в третьем ярусе декорации - собственно мозаичном. Здесь этот мотив воплощен довольно илюзорно: он воспроизводит пространство базилики, где портики с епископскими креслами и фруктовые деревья фланкируют апсиды, в которых представлены троны с крестами или алтари с развернутыми Евангелиями на престолах. Выше, в последнем ярусе, окружающем центральный медальон, мотив арки на колоннах выступает в скрытом виде: колонны становятся здесь роскошными золотыми канделябрами.
 
Архитектурные членения прекрасно сочетаются с мозаикой: последняя размещается над арками первого этажа (зеленый аканф на глубоком синем фоне и фигуры пророков) и между большими арками второго этажа (основа канделябров, что вклиниваются в первую зону купола). Купол, полностью покрытый мозаикой, расчленен на три пояса, которые заполнены мелкомасштабными изображениями, что лишает композицию монументального размаха, который присущ памятникам зрелого византийского искусства. В центре купола в особом медальоне помещено изображение Крещения Христа. Второй круг окружает медальон и занимает большую часть купола. Он представляет собой сад с цветами на аканфових стеблях, по зеленому фону которого, между цветами, представленные 12 апостолов, которые несут на покрытых гиматией руках драгоценные венцы. Третий круг, который описывает второй, представляет перспективы тройничный балконов второго этажа базилики с выставленными на них для поклонения святынями, которые здесь представлены венцами, Евангелиями и другим.
 
Медальон делится на две почти равные части; верхняя - это небо, нижняя - вода реки с уступом скалы с левой стороны. В центре, по пояс в воде, стоит лицом к зрителю нагой Христос. Он опустил руки и смотрит вниз. В этой композиции вместо Христа-мальчика уже выступает исторический Христос. Слева, на берегу, стоит Иоанн Предтеча, который поставил левую ногу на камень. Он повернулся в сторону Христа и, держа над головой Христа патеру, льет на него воду. На груди Предтечи наискось переброшен гиматий пурпурного цвета. В руках Предтеча держит длинный крест, украшенный драгоценными камнями. Над головою Христа св. Дух в виде белого голубя. В Иордане по пояс стоит старик с венком на голове. Он опирается левой рукой на сосуд, из которого льется вода, и держит обеими руками плат светлозеленого цвета.
 
В апостольском кругу нет начала и конца, нет центра, в который бы двигались ученики Христа. Точнее, этот центр расположен за пределами самого круга, это образ Спасителя в диске над ними. Активно развернутые в пространстве фигуры апостолов имеют потенцию реального движения. Апостолы идут огромными шагами, что подчеркивается изгибом бедер и широко расставленными ногами. Иллюзия пространства передана легко: позем выглядит более светлым, чем бездонный синий фон основной поверхности изображения. Главный акцент поставлен на медленном ритме движения по кругу. Благодаря этому идея апостольской миссии приумножается в духе типичного для Востока приема рефрен. Одежда апостолов отличается эффектной тяжестью и пышной роскошью одежды римских патрициев. Но рисунок ткани выглядит увеличенным, он недостаточно эластичен и кажется застывшим. В апостольских хитонах и гиматии варьируются только два цвета: чистый белый - олицетворяет свет, и золото - свет небесный. Только разноцветные тени (серые, голубые и сизые) разнообразят эти цвета. Золотая одежда уподоблена тонкой воздушной ткани, а белая наоборот застывает крупными ломкими плоскостями. Каждый апостол изображен как реальная личность с портретными чертами. Это действительно "Видевшие" Христа, которые имеют власть и силу завершить его миссию на земле. Их авторитет, художественные характеристики почти угрожающе усилены.
 
Главная тема мозаик баптистерия Православных: передача благодатной энергии от Спасителя, принимающего крещение (центральный медальон), через апостолов (радиальные лучи) к земной Церкви (ее символизируют алтари и епископские кресла третьего яруса баптистерия) кажется неисчерпаемой, это вечная духовная эманация.
 
Эти мозаики показывают, какой рафинированности достигла уже к середине V века палитра равеннских мастеров. Именно они, а не мастера из других городов, были творцами этого замечательного ансамбля, который по своему стилю гораздо ближе к группе итальянских, чем восточных памятников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100