С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Мозаики Равенны (4/7)


Арианский баптистерий

С эпохой Теодориха (493 - 526) в Равенне связано три памятника: арианский баптистерий, Архиепископская часовня и храм Сант Аполлинарий Нуово. В своем искусстве Равенна все более решительно ориентируется на Восток, что было обусловлено общим ходом политических событий. И Одоакр и Теодор, который воспитывался в Константинополе, должны были поддерживать активные связи с Византией, которая в V веке получила такой большой вес, что с ней невозможно было не считаться.
 
Мозаики арианского баптистерия, выполненные в конце V - начале VI века, по сравнению с мозаиками баптистерия Православных, на которые мастера Теодориха ориентировались как на образец, не имеют таких больших художественных достижений. Исследователи считают баптистерий первым сооружением Теодориха, который хотел создать для своих арианских по вере подданных независимую от католиков церковь. Баптистерий примыкал к базилике, посвященной Вознесению Господнему. Мозаики купола сделаны в два этапа: более ранний включает центральный медальон с Крещением и фигуры апостолов Петра и Павла во втором круге, по бокам от Етимасии; к более поздним относятся все другие апостолы. Третьего круга изначально не было.
 
Внешне повторена тематика и композиция баптистерия Православных. Но в поясе апостолов появляется центр движения, которому следуют апостолы, - это Престол уготованный. Его вертикальная ось идеально совпадает с вертикальной осью центрального медальона, а именно с фигурой Христа и голубя над ним, символом Святого Духа. Иоанн стоит на берегу справа, а символ Иордана слева. Христос представлен юношей с длинными волосами, ниспадающими на плечи. Он стоит по пояс в воде с опущенными руками. Над его головой (нимб основного цвета фона - золотого) - голубь, что льет воду из клюва. Иоанн стоит на скалистом берегу, держа в левой руке палку (pedum), а правую положив на голову Христа. Фигура его отличается мощными формами, длинной бородой и волосами, спадающими с плеч. На нем одет милот из кожи голубого цвета с черными кружками. Символ Иордана, сидящий слева на берегу, представлен в виде старика с длинными седыми волосами и седой бородой. Он одет в зеленый гиматий. Правой рукой он опирается на золотой сосуд, из которого течет вода, образуя реку.Композиция Крещения получает геральдичнисть: третья фигура, которая появилась в ней, - символ Иордана - зеркально отражает фигуру Крестителя. Фигура Христа в центре окружена симметричными дугами Иордана
 
В кругу апостолов исчезают арочки фестонов, создававшие нечто похожее на нимбы вокруг голов учеников Христа, - они окружены теперь настоящими нимбами. В фризе, развернутом по кругу, царит строгая изокефалия, абсолютная симметрия. Она четко обозначена в размещении фигур апостолов, чередующиеся с условными пальмовыми деревьями. В фигурах намечен трехчетвертной поворот, но лики выполнены во фронтальной позиции. Позы и жесты практически лишены вариаций. Складки проработаны широкими плоскостями. В цветах нет нюансов и оттенков. Одежда апостолов передана крупными плоскими пятнами белого цвета. Здесь впервые появляется золотой фон: его подчеркнутая гладкость и равномерность, его слепящее сияние заставляют фигуры выглядеть особенно жесткими, вырезанными из неподвижной материи. Лица теряют портретность. Только лики Петра и Павла, выполненные в более ранний период, несколько выделяются из общей схемы, объединяющей лица других апостолов.
 
Усиление монументальной значимости порождает ассоциации с характеристиками грядущего романского изобразительного искусства, где полная абстракция форм будет сопряжена с жизненно достоверной силой и неподвижной, массивной тяжестью.

Архиепископская часовня

Несколько тоньше по выполнению мозаики Архиепископский часовни, выполненные при епископе Петре II (494 - 519). Однако и в них нетрудно заметить аналогичные стилистические изменения. Как и в мозаиках арианского баптистерия, синий фон заменяется золотым, среди цветов все чаще используются пурпурные тона, которые подаются в сочетании со светло-синими, оранжево-красными, зелеными и белыми . По сравнению с легкой, воздушной гаммой V века эта цветовая палитра воспринимается более плотной и резкой, что объясняется и уменьшением промежуточных оттенков.
 
К небольшому зданию, в плане имеющему очертания греческого креста, прилегает прямоугольный вестибюль. На продольных стенах этого вестибюля когда-то в мозаичной технике были написаны латинские гекзаметры, воспевающие совершенство отделки часовни. Сейчас мозаика утеряна, но гекзаметры воспроизведены во фресковой технике. В архитектурном отношении часовня представляет квадрат со сводом, опирающимся на четыре арки, которые образуют как контрфорсы для высокого приподнятого крестообразного свода, покрывающего центральный квадрат. Свод отводится исключительно под небесные сюжеты. Центр потолка часовни украшен крестом в медальоне на синем фоне, который поддерживают четыре ангела. Имел ли крест и прежде такую форму, что случается очень редко, неизвестно, ведь весь он сделан заново живописью. Ангелы, поддерживающие медальон с монограматичным крестом, предсталены на ребрах свода, вытянутые в полный рост. Весь фон потолка золотой; ангелы стоят на зеленом грунте. У ангелов гиматий, переброшенный с левого плеча, проходя под правой рукой, спускается с левого плеча длинным концом в складках на конце в виде синуса. Силы небесные (ангелы) держат небесную твердь подобно античным кариатидам, а окружность свода с четырех сторон света заполнена символами евангелистов - мистического образа евангельской истины, что охватывает круг земного и небесного. Эмблемы евангелистов представлены по грудь; животные - с передними ногами, которыми они поддерживают закрытое Евангелие, украшенное с лицевой стороны драгоценными камнями; ангел держит Евангелие на протянутых вперед и покрытых гиматией руках. Все эмблемы на облаках (белых, голубых, красных цветов); они с крыльями, имеют нимбы, кроме быка, представленного натурально и наилучшим образом сохранившегося. Символ св. Марка - лев - сделан заново живописью, ему предоставлено человеческое лицо.
 
По дугам коробового свода изображены гирлянды с плодами и павлинами по бокам монограммы. В восточной и западной арках, поддерживающих потолок, изображены по грудь по шесть аопстолив и по Христу Эммануилу в медальонах на синем фоне. Христос Эммануил представлен с юным продолговатым лицом с длинным носом и маленьким ртом; волосы спускаются на левое плечо косой, а на правое - грядой. Тип Эмануила на восточной арке мягче чем тип на западной, где у него особенно большие и широко открытые глаза. Христос одетый в пурпурный хитон и гиматий. Нимб с перекрестком в одном случае образован белым кругом на золотом фоне, а в другом - золотым на основном синем фоне. Все апостолы одеты в белые одежды. На всех лицах блики в виде красных и белых пятен на носу и на щеках. Контуры красные. Нимбы Апостолов и святых представляют лишь голубой фон на общем синем фоне. На северной и южной сторонах в арках, также в медальонах, изображены с одной стороны мученики, а с другой - святые девы. Мученики имеют римские типы внешности. Костюмы святых дев - это костюмы патрицианок византийского двора. Византийский художник здесь отражал черты современного ему быта. Верхнее платье святых дев золотое, а в волосах камни в виде жемчуга. У всех продолговатые лица, высокая шея, длинный тонкий нос, широко открытые глаза.
 
В вестибюле, в люнете над входом, размещено редкое в иконографии изображение Христа-милитарис. Он представляет собой образ юного Спаса Эммануила, одетого в военные доспехи, который держит в руках крест и раскрытую книгу и попирает льва и змея. Этот образ иллюстрирует текст 90-го псалма: "На апсида и василиска наступив и поперешы льва и змия". Псалму приписывали магическое, оберегающее значение, и в контексте последнего должно пониматься и изображение Христа-воина, ограждающего вход в Церковь.
 
Программа росписи небольшой часовни воодушевлена идеей триумфа Церкви, утвержденной Христом. Идея эта - довольно распространенная в V веке: в росписи Архиепископский часовни ее отличает удивительный отбор тем декорации, немногословность, что явно свидетельствует о получении символом новой емкости и многозначности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100