С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Мозаики Равенны (6/7)


Церковь Сан Витале

Храм был заложен при епископе Екклесии (до 532 г.), его декорация завершена в 545 г., а освящен он в 547 г. епископом Максимианом. Его построение финансировал известный банкир и последовательный сторонник Византии в Западной Империи Юлиан Аргентарий. Храм представляет собой восьмиконечный мартирий византийского типа, близкий к церкви Сергея и Вакха в Константинополе. Центральное подкупольное пространство охвачено восемью высокими арками. Через одну из них открывается пресбитерий, семь других замыкают экседры и они разделены на два этажа колоннами и аркадами. Большое главное помещение воспринимается в потоках светах, льющихся из окон купола и арочных проемов галерей. Лучи света, идущие в разных направлениях, дематериализують мозаику, заставляя загораться неземным блеском ее поверхность. Под влиянием неравномерного освещения краски мозаичной палитры получают богатство и разнообразие оттенков.
 
Свод алтаря в замковой части венчает главный христианский жертвенный символ - апокалиптический Агнец, венчающий вселенную. Медальон с Ангцем поддерживают четыре ангела - символы четырех сторон света - в окружении райских деревьев и растений, птиц и животных. Склоны триумфальной арки украшают медальоны с полуфигурами апостолов вокруг Спасителя в замке арки. В конхе апсиды - Спас Эммануил на мандорли небесного цвета. Он левой рукой опирается на свиток, а правой протягивает мученический венец св. Виталию - его представляет ангел. С другой стороны ангел подводит к Спасителю строителя церкви св. Екклесия, несущего в дар модель основанного им храма. Из-под ног Спасителя из скалистого грунта, укрытого лилиями, вытекают четыре евангельские реки. Подчеркнуто симметричная композиция и яркие, напоминающие драгоценные эмалевые сплавы краски (зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, белая в сочетании с золотом) придают всему изображению особенно торжественный характер. Мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, здесь работали опытные мастера. В нижнем уровне апсиды - исторические портреты, которые не только связаны с символикой жертвоприношения, но и представляют собой своеобразный знак триумфа императора Юстиниана и его военачальника Велизария после захвата Равенны. Стены пресбитерия украшены сюжетами ветхозаветных жертвоприношений в люнетах над тройными аркадами, ведущими из центрального алтаря к жертвеннику и дяконнику. Выше люнет, под аркадами второго яруса, в центре - ангелы, несущие хризмы, а по бокам - фигуры пророков в полный рост (Исайя и Иеремия), символически связанные со сценами жертвы в люнетах. В этом же пророческом ряде представлены Моисей у купины и Моисей, получающий законы и пасет овец (здесь Моисей выступает как прообраз Христа). На уровне аркад второго яруса - четыре евангелиста в полный рост, сидящих за пюпитрами. Пожилой возраст евангелистов указывает лишь на их мудрость и вдохновение. Но эта старость цветущая, она еще не имеет той худобы, которая в поздневизантийских памятниках характеризует старцев.
 
Все изображения строго фиксированы в своих пределах. Все элементы декора, начиная от сценических композиций и заканчивая орнаментальными фрагментами, заперты в геометрических рамках и четко вписаны в архитектурные границы. Вся роспись расчленена орнаментом, архитектурой и резко измененным цветом фона. Фон во всех мозаичных изображениях разный: он часто занят пейзажем, или одноцветный - золотой или голубой (синий). Золотой, зеленый, голубой и белый - преобладающие цвета в мозаиках церкви Сан Витале.
 
Особое место среди мозаик храма занимают портреты Юстиниана и Феодоры, размещенные на боковых стенах апсиды, по бокам от окон. Для их выполнения были выбраны, вероятно, лучшие из равеннских мастеров, которым дали столичные образцы. Юстиниан изображен в момент, когда приносит в дар церкви тяжелую золотую чашу. Он представлен, как и другие, во фронтальной позе. Голова его, увенчанная диадемой, окружена нимбом. Справа от Юстиниана стоят два придворных в патрицианских одеждах. Дальше - охранники, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом Юстиниана портретно изображен пожилой мужчина в наряде сенатора. Часть композиции слева от Юстиниана заполнена фигурами епископа Максимиана с крестом в руке и двух дьяконов, один из которых держит Евангелие, а другой - кадило. Здесь можно заметить композиционный просчет: последняя фигура едва уместилась в отведенном для нее месте, ее левая рука, которая, якобы, указывает направление процессии, перерезает колонну, поддерживающую перекрытие. В этом групповом портрете Юстиниан и Максимиан выступают как авторитарные представители светской и церковной власти. Поэтому их фигуры занимают доминирующее место. Роскошные наряды позволили мозаисту развернуть перед зрителем все ослепительное богатство их палитры - от нежных белых и пурпурных тонов до ярко-зеленых и оранжево-красных. Особое изящество выполнения достигнуто в лицах четырех центральных фигур, которые набраны из более мелких кубиков. Это позволило создать четыре замечательные по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и глубокое убеждение.
 
Еще более тонкий по колориту групповой портрет, изображающий императрицу Феодору и ее свиту. Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи. В руках она держит золотую чашу, на ее голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле платья императрицы вышитые золотые фигуры трех волхвов, несущих дары. Перед Феодорой идут два охранника, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит неподвижно. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и женой полководца Велисария. Здесь так же роскошь нарядов позволила мозаистам использовать весь колорит. Особенно красивые цвета на трех центральных женских фигурах. Их лица набранные из более мелких и разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Этот групповой портрет, как и групповой портрет Юстиниана с почетом, представленный на золотом фоне, грунт - зеленое поле, по обе стороны изображены пилястры, украшенные жемчугом и камнями.
 
Мозаики Сан Витале, выполненные в одно время, но разными мастерами, свидетельствуют насколько богата художниками была Равенна в середине VI в.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100