С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Мозаики Равенны (7/7)


Базилика Сант Аполлинарий ин Классе

Базилику была построена при епископе Урсицини (533-536 гг) и освящена 9 мая 549 г. епископом Максимиана. Мозаики этого комплекса разновременные и датируются учеными по-разному. К середине VI в. относят лишь росписи конхи апсиды. В.Н. Лазарев полагал, что одновременно были созданы и ангелы в рост на триумфальной арке. VII веком датируют мозаики стен пресбитерия - "Константинов дар" и жертвоприношения Авеля, Моисея и Авраама. В XI в. были созданы композиции триумфальной арки - "Двенадцать агнцев у стен Иерусалима", Спаситель в окружении символов евангелистов.
 
В консе апсиды представлена необычная композиция - это "Преображение" в абстрагированной редакции, где Христос олицетворенный крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, а апостолы Петр, Иоанн и Иаков - агнцами, предстоящими кресту. Крест фланкирован с двух сторон полуфигурами пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада - св. Аполлинарий, возводящий руки во время молитвы, его окружают фигуры двенадцати белых овец (по мнению одних ученых, это апостолы, по мнению других - это образ верующих, которых благословляет св. Аполлинарий). Тем самым Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы. Фигуры св. Аполлинария и агнцев четкими силуетамы выделяются на светло-зеленом фоне пейзажа с рассажеными в два ряда деревьевьями. Вечнозеленые деревья (лавр, олива, кипарис) намекают на вечную жизнь мученика Аполлинария.
 
Мастера, работавшие в Сант Аполлинаре ин Классе, близки мастерам, выполнявшим мозаики пресбитерия в Сан Витале. И здесь можно наблюдать стремление к упрощенным формам и слишком ярким цветовым сочетаниям. Качество рисунка снижается. В лицах и стветлой одежде мозаисты все чаще применяют мрамор, что делает формы более плоскими.

Церковь Сан Микеле ин Афричиско

Церковь была основана в 545 г. Юлианом Аргентарием вместе с Бакауда, а освящена в 547 г. архиепископом Максимианом. В 1805 г. церковь была превращена в торговый склад. Мозаики церкви в 1851 г. были перенесены в Берлин, где они хранятся и сейчас.
 
Конху апсиды украшала фигура юного, безбородого Христа, стоящего между двумя ангелами. Правой рукой Христос опирался на крест, а левой - держал раскрытую книгу со словами из Евангелия от Иоанна, использовавшимися противниками арианской ереси как один из главных аргументов в пользу доказательства равенства Бога-Отца и Сына. Поэтому они очень актуальны на мозаике, которая возникла вскоре после изгнания вестготов из Равенны. Христос выступает здесь в роли триумфатора и победителя. Земля усеяна белыми лилиями, символизирующими невинные души, и красными цветами, символизирующими кровь мучеников, пролитую за Христа. По краю конхи идет декоративная цепь с изображением Агнца и двенадцати голубей, символизирующих апостолов. На триумфальной арке изображен Христос, сидящий на троне между архангелами Рафаилом и Уриилом и шестью трубящими ангелами. В этих мозаиках ощущается усиление догматической основы, что означает усиление влияния византийской иконографии. Но стиль мозаик еще местный.

Выводы

Благодаря монументальности иконографических изображений и богатству по сравнению с другими мозаиками, равеннские мозаики представляют собой незаменимый и очень ценный материал для истории византийского искусства, для истории росписи храмов , часовен, мавзолеев и других зданий. В целом мозаики Равенны образуют довольно замкнутую стилистическую группу, хотя они и отразили различные периоды в истории города. Если в IV веке равеннское искусство испытывало сильные влияния Рима и Милана, то в V веке оно стало завоевывать себе самостоятельное место. С появлением вестготов начался процесс варваризации равеннской монументальной живописи, что послужило одной из причин ее сближения с художественной культурой Востока (Сирии, Палестины). С захватом Равенны византийцами в 540 г. этот процесс был частично приостановлен. С середины VI века в равеннских мозаиках сильными становятся византийские влияния. Но равеннские мастера имели настолько сильные и старые традиции, что они заимствовали у Византии в основном иконографические типы, а не художественные приемы.
 
Также важно подчеркнуть, что константинопольская монументальная живопись, возрожденная после трагических событий иконоборчества, будет опираться в том числе и на образы равеннских мозаик VI века. Из равеннских мозаиках много заимствовали художники следующих поколений, как византийские, так и их ученики - западные и русские.

Библиография:
1. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. – М.: «Искусство», 1953.
2. Всеобщая история архитектуры: В 12-ти томах. – М., 1970. – Т.4.
3. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – С.-Пб.: Изд-во “Азбука-классика”, 2004.
4. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М.: “Искусство”, 1986.
5. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. – Л.: «Искусство», 1981.
6. Полевой В. Искусство Византии // Всеобщая история искусств: В 6-ти томах / Под общей редакцией Веймарна Б.В. и Коплинского Ю.Д. – М.: “Искусство”, 1960. – Т.2.
7. Райс Д. Искусство Византии. – М.: “Слово”, 2002.
8. Ръдинъ Е.К. Мозаики Равеннскихъ церквей. – С.-Пб.: Типографія И.Н. Скороходова, 1896.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100