С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Мозаики Равенны


текст: Комарова Анна, 2007г.

Равенна в V - VII веках географически располагалась на перекрестке Востока и Запада. Она была своеобразным мостом между Римом, Миланом и Константинополем, а также восточными римскими провинциями, в первую очередь Антиохией, поэтому всегда отличалась разноплеменным населением и различными контактами. Именно этим определялся социально-политический статус Равенны. После того, как в 402 году Рим захватили варвары, Равенна стала столицей Западной Римской империи и оставалась ею до 476 года. Захваченная сначала Одоакром, а позже Теодорихом, она стала готской столицей (493 - 540 гг) и была ею до тех пор, пока ее снова не отвоевали византийцы.
 
Равенна стала местом жизни и смерти Данте. Здесь жили и украшали город храмами и дворцами последний римский император (бежавший сюда из Рима) Гонорий и его сестра, дочь императора Феодосия Галла Плацидия, Валентиниан III, варварские цари Одоакр и Теодорих, здесь бывали Юстиниан и его военачальник Велизарий. И вышло так, что на почве Равенны сохранился уникальный ансамбль памятников мозаичного искусства V - VII веков, равного которому у нас нет ни в одном другом городе мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому лишь в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая стала любимым видом украшения христианских храмов, наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения.

Особенности мозаичной живописи равеннской школы

Равеннская школа мозаичной живописи, объединявшей в V - VII веках целую группу талантливых художников, которые работали в Равенне и ряде других городов, представляла собой школу мозаичного провинциального искусства. Палитра смальт художников, принадлежавших к этой школе мозаичной живописи, состояла преимущественно из глухих смальт основных тонов белого, желтого, зеленого, синего, красного, коричневого, серого и черного цвета, не отличаясь особым разнообразием оттенков. В ней преобладали холодные, в основном локальные тона. Кубики смальт в основном имели прямоугольную или квадратную форму, но изредка попадались смальты овальной или круглой формы. Они отличались сравнительно большими размерами, колебались в пределах от 7х7х6 до 15х15х14 мм. Наряду с цветными смальтами равеннские мастера широко использовали при наборе, особенно фона, золотые кубики из прозрачного стекла зеленоватого, желтоватого и светлосиреневого цвета.
 
Набор из одинакового размера кубиков смальт велся непосредственно на поверхности свода, предварительно покрытой слоем известкового грунта. Масса грунта состояла из известкового теста, приготовленного из хорошо промытой и выдержанной извести и наполнителя (мелкоподробленного известняка-доломита). Мозаичный грунт накладывался на поверхность стены в два приема, слоем толщиной в 15-20 мм. Укладка кубиков смальт была достаточно грубоватой; швы между рядами смальт были широкими - от 1 до 2,5 мм.
 
Равеннское мозаичное наследие V - VII веков представлено мозаиками Мавзолея Галлы Плацидии (II четверть V века), баптистерия Православных (украшенного при архиепископе Неоне (451 - 473 годы)), Арианского баптистерия (эпоха владычества в Равенне Теодориха (493 - 526 годы)), Архиепископской часовни (494 - 520 годы), базилики Сант Аполлинарий Нуово (около 530 года), базилики Сант Аполлинарий ин Классе (VI - VII век), храма Сан Витале (декорация завершена в 545 году) и церкви св. Михаила в Афричиско (545 год).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100