С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Портретная живопись И. Е. Репина (3/4)


С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877 г. он написал два замечательных портрета своих земляков-крестьян ( "Мужик с дурным глазом" и "Мужичок из робких"). На обоих изображены вполне конкретные люди, но вместе с тем, они имеют значение собирательных образов. Картину "Мужичок из робких" считают одним из ярких примеров российского психологического портрета. За внешним видом бедного крестьянина, покорного и запуганного, сгорбленного под ударами судьбы, скрытый сильный, иногда непредсказуемый характер человека, способного на протест. Не случайно критик В.В. Стасов дал другое название портрету - "Мужичок розбийничок".
 
Картину "Мужичок из робких" считают одним из ярких примеров российского психологического портрета. По внешнему виду бедного крестьянина, покорного и запуганного, сгорбленного под ударами судьбы, скрытый сильный, иногда непредсказуемый характер человека, способного на протест. Не случайно критик В.В. Стасов дал другое название портрету - "Мужичок разбойничек".
 
Тогда же Репин создал блестящую живописную работу "Протодиакон", портрет дьякона Ивана Уланова, могучего человека, ненасытного и властолюбивого.
 
Репин работал и в области исторического портрета. В конце 70-х годов, возможно по аналогии с современными ему событиями, его внимание особенно привлекает трагедия сильной личности, люди упрямых характеров, неукротимой воли. Такова царевна София в картине "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.". В свое время эта работа вызвала множество споров. "Я не верю, - писал Стасов, - что она в тот момент остановилась... София бросилась бы стремительно к окну, все тело рвалось бы вперед, словно зверь в клетке, к врагам. Разве это время застывать?" А по словам Крамского, "София производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что полностью соответствует истории". Это полотно Репина построено с необычайной психологической утонченностью. Работа многоплановая не только по сюжету, но и по пластическим и цветовым решениям.
 
Тусклый серебристый свет льется из зарешеченного окна - холодный свет жестокой реальности. В померклом мерцании - силуэт повешенного стрелка - символ поражения Софии. Этот неумолимый серебристый свет встречается на холсте с теплым золотистым светом киоты, светом свечей и лампад - светом веры Софии в старую Русь. В этой встрече двух цветных основ - ключ к открытию тайны очарования картины.
 
Очевидно, что в основе всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Конечно, при том, что он был выдающимся портретистом.
 
Вершина портретного мастерства Репина - портрет М.П. Мусоргского (1881). Он был написан в последние дни жизни композитора. Правдивый художник не скрывает ни болезненной отечности лица композитора, ни неряшливой одежды больного человека. Все лучшее сосредоточено в его глазах - задумчивая печаль и скрытая мука. В них можно увидеть бывшего Мусоргского, умного, чуткого, талантливого, человека ясной совести и чистой души.
 
Портрет прекрасно написан - широко и свободно. Удивительный по колориту, он тонко и точно проработан по сочетанию красок розово-малиновых и зеленовато-серых тонов. Он весь словно наполнен воздухом. Репин использовал все свое знание пленэрной живописи.
 
В 1882 году художник пишет второй портрет О.П. Боголюбова, на котором мастер предстает перед нами энергичным, деятельным и целеустремленным, несмотря на преклонный возраст. Благородный профиль четким силуэтом воспринимается на темном фоне, усиливая ясность и значимость портретного образа. Тщательно прописано загорелое лицо, обрамленное сединой. Общую серовато-коричневую цветовую гамму портрета оживляют пятна синего, серого и желтого, проложеные легко и свободно.
 
По свидетельству Алексея Петровича Боголюбова, этот портрет был написан в его московской мастерской в течение одного трехчасового сеанса. Созданный со скоростью натурного этюда, он завораживает своим лаконизмом и емкостью характеристик. Отражая характерные для художников-передвижников представления о ценности человеческой личности, портрет О.П. Боголюбова 1882 принадлежит к лучшим произведениям Репина.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100