С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Портретная живопись И. Е. Репина (4/4)


Наиболее удачными портретами, которые Репин написал в период с 1881 по 1887 год, является портрет критика В.В. Стасова (1883), композиторов М.И. Глинки, А.К. Глазунова и А.П. Бородина (1887г).
 
Особое место среди работ Репина занимают портреты Л.М. Толстого. Художник писал его в течение почти 20 лет, сделал много портретов в карандаше. Лучший из них был создан в Ясной Поляне за три дня летом 1887г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и подлинного величия, что портрет воспринимается с почти эпической выразительностью.
 
Период с 1892 по 1901 год Репин проводит в своем имении в Здравнево. "Первобытная жизнь" великого художника начиналась по-деревенски рано: в 3-4 часа утра. "Уборка хлеба, молотьба, сенокос, овощи - все это вместе нахлынуло на нас", - пишет он дочери Льва Толстого.
 
Однако Репин не забывает и о творчестве. В Здравнево его искусство набирает новые обороты: он начал работать на пленэре, писать портреты на фоне прекрасных пейзажей белорусской земли. Здесь Илья Репин создал известные картины "Белорус", "Осенний букет", "Лунная ночь" и огромное количества других работ, которые сейчас находятся в Финляндии, Франции, Америке, Чехии. На них запечатлена красота этой земли, образы белорусов, картины из жизни Здравнево.
 
"Осенний букет" (1892) - это портрет дочери художника Веры, созданный в саду, вблизи усадьбы. Здесь много зелени, которая впрочем и уступает место желто-рыжим осенним краскам. В картине много воздуха и света. Не зря П. Третьяков сразу приобрел "Осенний букет" у художника.
 
"Белорус" (1892) является также портретом "на пленэре". Красивый парень стоит на мостике, откинувшись на ограждение. Оказывается, он местный крестьянин Сидор Шавров, с которым Репин дружил. Вообще крестьяне любили художника, хотя он и был для них господином.
 
По возвращении в Петербург Репин создает портрет Элеоноры Дузе (1891), итальянской драматической актрисы, которая приехала сюда на гастроли. Выполненный углем на холсте, этот портрет относится к лучшим графических произведениям мастера. В нем слились вместе талант блестящего рисовальщика и дар портретиста-психолога.
 
В 1893 году Репин пишет портрет г. Герард по заказу Петербургского совета присяжных поверенных, который украшал зал заседаний до 1917 года, после чего поступил в музей.
 
Своеобразным итогом пути Репина-портретиста является его многофигурная композиция "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901" (1901-1903). Огромное полотно было создано в очень небольшой срок. На парадном портрете изображено больше, чем восемьдесят человек - сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами правящего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов - портретов и эскизов. Выполнены они точно и выразительно. Здесь и ханжа Победоносцев с мертвенно-бледным лицом, и мрачный Дурново, и многие другие.
 
При написании картины Репину помогали два его ученика - Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. Но главное он сделал сам: и беспощадно правдивые характеристики изображенных, и сложное колористическое и композиционное построение всей картины.
 
Картина была выполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как художник-демократ, беспощадно-правдиво обрисовав истинное лицо высшей российской бюрократии. Широкий, свободный стиль, сила типизации делают картину вершиной живописного мастерства Репина.
 
"Заседание государственного совета ..." оказалось по существу "лебединой песней" Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от родины. После революции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он был старым, больным, душевно одиноким, не было сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.
 
Он прожил долгую, наполненную неутомимой работой и безоглядной преданностью искусству жизнь. С 1894 г. в течение десяти лет Репин преподавал в Академии искусств. В его мастерской занимались Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов, Д.Н. Кардовский, И.И. Бродский, И.З Грабарь и многие другие в будущем известные художники. О своей преданности искусству Репин писал Стасову: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы я ни отвлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно всегда и везде в моей голове, в моих желаниях - лучших, самых заветных ".

Литература.
1. Гнедич П.П. История искусств. Том 3. Калининград: Янтарный сказ, 2000. – Репринтное издание.
2. Лясковская О.А. И.Е. Репин. Москва: Искусство, 1962.
3. Молева Н. Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX – начала ХХ века. Москва: Искусство, 1967.
4. Репин И.Е. Далекое и близкое. Москва: Академия художеств СССР, 1964.
5. Переписка И.Е. Репина с Л.Н. Толстым, В.В. Стасовым, И.Н. Крамским.
6. Грабарь И. Репин. Монография в 2-х томах. – М.: “Наука”, 1964. – Т. 2.
7. Музеи России. http://www.museum.ru

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100