С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Портретная живопись И. Е. Репина


текст: Комаров Кирилл, 2006г.

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в г. Чугуеве, Харьковской губернии в казачьей семье. Отец служил в уланском чугуевском полку. Детство Репина прошло в тяжелых условиях военного поселения. Учился он сначала у своей матери, которая держала свободную школу, а потом у приходского дьячка. Позже юноша вступил в корпус топографов. Страсть к живописи подтолкнула тринадцатилетнего парня поступить на обучение к местному живописцу Бунакову. На протяжении трех лет он так усовершенствовался в живописи, что стал получать заказы на иконописные работы. Летом 1863 года это позволило Илье Ефимовичу осуществить свою заветную мечту - поехать в Петербург и поступить в Академию.
 
1860-е годы - знаменательный период в русской социальной жизни и в жизни российского искусства. Это начало активного пробуждения общественного сознания. Осенью 1863 выпускники Академии искусств во главе с И. Н. Крамским демонстративно выразили свой протест против закоренелых канонов Академии, отказавшись писать выпускную программу на заданную тему. Четырнадцать бунтарей организуют Петербургскую артель художников. В атмосфере общего подъема студенческих волнений происходило становление взглядов и позиций юного Репина.
 
Представления Репина о духовной значимости человека, о красоте его личности, внутреннего мира нашли высочайшее художественное отражение в портретной галерее современников, которую создал художник. К портретному жанру художник обращался на протяжении всей жизни. Его интерес в познании человека был неисчерпаем. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, выраженное позой, жестом, движением, впечатляющее разнообразие художественного языка, умение отразить противоположное внутреннее движение человеческой души, ее "диалектику" - вот, что составляет силу и новизну портретов Репина . Каждый его портрет - полный рассказ о человеке в целом, ее манере держаться, ее характере и взаимосвязи с миром. Уже ранние портреты художника говорят о нем, как о незаурядном мастере. В портрете брата, В.Е. Репина (1867), который художник создал в академические годы, он, не обращая внимания на признанные авторитеты, решает задачу создания портретного образа, привлекает своей юношеской естественностью и жизненностью.
 
Творческий диапазон художника был неограниченным: от портретов, полных драматизма, а иногда и трагического звучания, до трепетного изображения детского обаяния, как в портрете маленькой дочки , или передать все свое душевное тепло, как в картине "Отдых".
 
Портретное творчество Репина вбирает в себя и развивает лучшие традиции русского портретного искусства XIX века - романтическую страсть портретов К.П . Брюллова, нравственную высоту образов Н.Н. Ге, остроту анализа и психологическую глубину портретов И.Н. Крамского и В.Г. Перова, опираясь на высокие традиции живописи старых европейских мастеров. В том грандиозном поиске, который происходил в искусстве второй половины ХIХ века, Репину - портретисту принадлежит одно из важнейших мест.
 
Поступив в Академию искусств (1864р), Репин одновременно становится одним из активных посетителей "четверговых вечеров" артели художников, где рисовали, читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. В работах, созданных Репиным за годы обучения, можно заметить понятное следование требованиям Академии и одновременное воздействие уроков Крамского, который учил художника тесно связывать искусство с жизнью. Вместе с тем уже первые работы молодого живописца доказывают его творческую индивидуальность.
 
Так же в академические годы появилась важная черта творческого метода художника. Широта его заинтересованностей, желание охватить все стороны человеческой жизни нашли свое отражение в том, что художник одновременно работал над сюжетами, которые казалось бы, были противоположными по смыслу. В год окончания академии Репин пишет конкурсную программу на обязательный евангельский сюжет "Воскрешение дочери Иаира" (1871), за которую получает большую золотую медаль с правом на шестилетнее зарубежное пенсионерство. В то же время его полностью поглощает работа над картиной "Бурлаки на Волге" (1870 - 1873), которая стала началом его духовной творческой зрелости.
 
Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 года. Тогда, пораженный этим зрелищем, он решил написать картину, показав измученных, одетых в лохмотья бурлаков рядом с толпой веселых дачников. Но скоро Репин решает изменить свой замысел. Он отказался от прямолинейного противопоставления и все внимание отдал бурлакам. Для того чтобы собрать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах появились сотни рисунков. Это были портреты бурлаков, их изображения в разных ракурсах, виды Волги и просто зарисовки местных жителей. За это время он написал огромное количество масляных этюдов, сделал несколько эскизов, подолгу вынашивал каждый образ будущей картины, которая после нескольких переделок, весной 1873 была завершена.
 
С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков. Медленно, один за другим, они как бы проходят перед зрителем ... разные люди, разные судьбы. Впереди, как было принято в бурлацких партиях - сильнейшие. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание, - бурлак с лицом мудреца, с ясным и спокойным взглядом. Прообразом для него послужил Канин - священник, человек трудной судьбы, сохранившей даже в бурлацкой лямке душевную стойкость и спокойствие. Его сосед слева - мощный и добрый богатырь, справа - ожесточенный человек с тяжелым взглядом исподлобья (для него позировал матрос Илька). Рядом с ними, еще полными сил - изможденные лица бессильного человека, который еле держится на ногах. В центре группы - еще совсем юный бродяга, он не привык к лямке, пытается ее исправить, но это ему не помогает ... Его жест, которым он (уже в который раз) исправляет лямку, воспринимается почти символическим, по словам Стасова, - "как протест и оппозиция могучей молодежи против безответственной покорности возмужавших, сломленных привычкой и временем ... "людей. При работе над этим образом Репин использовал этюды, для которых позировал мальчик по имени Ларька.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100