С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Особенности архитектурных решений реабилитационных центров для незрячих


текст: Кирилл Комаров. Дизайн, архітектура, образотворче мистецтво, Полтава-2010, Випуск 7. С. 85-92.

Постановка проблемы. Наряду с общими чертами, присущими всем типам специализированных сооружений для постоянного пребывания людей с недостатками зрения, архитектурные решения реабилитационных центров для незрячих имеют характерные особенности, обусловленные своеобразием процессов, происходящих внутри. Такие здания не предназначены для длительного ежедневного или периодического посещения (вроде школы, библиотеки или учебно-производственного предприятия), вместо этого они должны содержать определенный набор пространств, необходимых для проведения относительно краткосрочных учебно-реабилитационных курсов. То есть в отличие от других типов учреждений, обслуживающих инвалидов зрения, основной задачей сооружений реабилитационных центров является не временное повышение уровня комфорта своих посетителей, а наоборот - создание условий для достижения повседневных навыков, необходимых для ведения активного образа жизни в традиционном городском пространстве, не приспособленном для людей с дефектами зрения.
 
Целостных фундаментальных работ, посвященных особенностям архитектурных решений реабилитационных центров для незрячих, сегодня не существует. Выводы относительно функций таких сооружений можно сделать на основе приведенного в информационных листовках социальных служб перечня услуг, предоставляемых в рамках курса профессиональной реабилитации (division of services for the blind policies and procedures vocational rehabilitation) [3].
 
В статье Филиппо Тайделли (Filippo Taidelli) в архитектурном вестнике "Домус: Современная архитектура, интерьеры, дизайн, искусство" (Domus: Contemporary architecture interiors design art) за 2008 год, приведен краткий обзор архитектурных решений сооружения Центра для незрячих в г. Изтапалапа (Мексика) [5]. В ней также затронуты вопросы функционального зонирования сооружения, его композиционных особенностей, а также возможностей самостоятельной идентификации собственного местонахождения и перемещения посетителей с недостатками зрения. Дополнительную информацию об использованных в постройке материалах можно найти на страницах монографии Рональда Раэла (Ronald Rael) "Архитектура Земли" (Earth Architecture) [4].
 
Аннотации к текущим проектам реабилитационных центров для незрячих, находящиеся в ведомстве Управления Делами Ветеранов США, изложенные в статьях Эрика Баркхарта (Erich Buckhart) в восьмом выпуске журнала "Здравоохранение и дизайн" (Healthcare Design) за 2007 год [1] и Кэрри Чайлдресс (Kerri Childress) в четвертом номере журнала "Авангард " (Vanguard) за 2009 год [2].
 
Реабилитационный центр для незрячих является социальной структурой, которая предлагает своим слушателям определенный перечень учебных программ для формирования повседневных навыков, необходимых для различных сфер жизнедеятельности. Индивидуальный план обучения составляется на основе доступных курсов в зависимости от целей и потребностей каждого учащегося. Сооружение реабилитационного центра должно включать в себя все помещения, а его участок - все зоны, необходимые для проведения каждого из определенных курсов.
 
Доминирующая обучающая функция реабилитационных центров обычно дополняется медицинским и психологическим обслуживанием, обеспечивается возможность предоставления жилья и питания слушателям курсов на период обучения. Выполнение этих дополнительных функций требует устройства соответствующих блоков в общей планировочной структуре таких комплексов.
 
В перечень учебных программ реабилитационного центра для незрячих входят курсы чтения и написания текстов шрифтом Брайля, работы с персональным компьютером, выполнение повседневных дел, ориентирования и передвижения (внутри различных типов помещений и на улицах города при разных погодных условиях) и пользования общественным транспортом [3]. Таким образом, современные реабилитационные центры помимо обычных учебных помещений требуют выделения отдельных зон с различной планировочной структурой и геометрией помещений для проведения курсов по ориентированию и перемещению внутри здания, а также устройство моделей транспортных магистралей, тротуаров, подземных и наземных переходов на отдельных участках.
 
Однако выполнить все эти условия в реальном проектировании до сих пор не удавалось из-за нехватки финансирования и недостаточного размера участков, которые отводились для сооружения комплексов такого типа. Так, например, в 1999 году под строительство центра для незрячих в г. Изтапалапа (Мексика) было отведено угловой участок вблизи загруженной транспортной развязки в окружении строительных складов. Реагируя на такую неадекватную среду, главный архитектор проекта Маурицио Роча (Mauricio Rocha) был вынужден окружить участок комплекса глухой стеной, которая играет роль акустического барьера.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100