С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Ренесcансная архитектура Львова (2/4)


Самым большим богатством декора и интересной резьбой по камню отличаются так называемая Черная камяница и дом Корнякта. Известна своей исключительной красотой так называемая Черная камяница. Это название дали ей в середине XIX века по цвету фронтонной стены. Когда-то она называлась именем владельца Альберти, для которого начали ее строить в 1588 - 1589 годах Петр с Барбоне и Павел Римлянин - два крупнейших архитектора в ренессансном Львове. Когда дом стал собственностью аптекаря Яна Лоренцовича, третий этаж завершил в 1677 году, вероятно, архитектор Петр Красовский. Ему же, вероятно, принадлежит и декоративная часть украшений. Вся фасадная стена покрыта "бриллиантовой" рустовкой. Наличники окон и дверей обрамляют великолепные орнаменты - мотив виноградной лозы (он повторяется в рельефах "светлицы" на втором этаже). Аттиковые завершения сделал во время ремонта в 1677 году львовский архитектор Мартин Грабовский. Скульптурное убранство появилось в середине XVII века. Интерьеры дома удачно размещены и пышно украшены порталами, которые покрыты выбитыми в камне орнаментами. Самой роскошной деталью интерьерного декора является отделка фрамуг окон второго этажа - орнамент в рельефе с мотивом гнутой виноградной лозы, свисающие кисти которой клюют птицы. Здесь по-народному передан живой язык природы. В целом это здание благодаря оригинальной композиции фасада и своеобразной трактовке ренессансных в своей основе деталей представляет собой самобытное архитектурное творение.
 
Дом Корнякта был построен в 1580 году архитектором Петром с Барбоне по заказу православного купца Константина Корнякта, члена Ставропигийского братства. Своей архитектонической цельностью, монументальным величием и стилевым единством, дом превосходит все, что было построено в старом Львове в области гражданской архитектуры. Это шедевр, выходящий за пределы Львова, становится в один ряд со славными европейскими сооружениями ренессансного зодчества. Здание возведено на месте трех предыдущих каменных домов: двух - от площади Рынок, одного - от улицы Бляхарськои (теперь Ставропигийской). Некоторые части из двух первых зданий так и остались здесь: подвалы, готический зал и т.д.
 
Во дворе были замечательные открытые галереи. В 1820 году на месте галерей с юга построен флигель. Остались только галереи с востока и запада. В 1920 году этот новый флигель снесли и на его месте возродили древние галереи. Дом Корнякта прежде всего вызывает восхищение прекрасным рустованных фасадом. На первом этаже асимметричное расположение окон по сторонам портала компенсируется строгим порядком второго и третьего этажей, что придает рационалистическому ренессансному палаццо эмоциональное разнообразие и живописность. В 1678 году во время реконструкции дома на нем возвели аттик с фигурами короля и рыцарей, стоящих между волютами-дельфинами (с 1640 камяница была собственностью магнатов Собеских и названа королевской). Кроме того, в корне изменился портал, на котором появились гирлянды и рельефные человеческие маски.
 
Тип "камяница" в западноукраинских городах, в частности Львове, имеет много общего с современной ему архитектурой городского жилья в Польше, Венгрии, Словакии и Чехии. Он также представляет собой переработку архитектуры народного жилища из-за специфических условий средневекового города и быта богатой части его населения. В целом в архитектуре Львова второй половины XVI - первой половины XVII века отчетливо прослеживаются две тенденции. Одна, представленная в домах патрициата, католических храмах, часовнях - следование формам, традициям итальянского и Северного Ренессанса, распространение архитектуры европейского Ренессанса на Украину. Вторая, представленная в православных храмах - синтез древнерусских и ренессансных архитектурных форм. Именно эта вторая тенденция способствовала возникновению нового сугубо украинского стиля, который гармонично сочетает традиции украинской архитектуры с достижениями европейской и достигнет величественного расцвета в стиле украинского барокко. Значительную роль в борьбе против католической церкви играли во Львове православные братства, что проявилось и в строительстве церквей.
 
Примером строительной деятельности братств может служить архитектурный ансамбль Успенской церкви, состоящий из самой церкви, построенной при участии архитекторов Павла Римлянина, Войцеха Капиноса и Амвросия Благосклонного в 1591 - 1631 годах, часовни Трех Святителей (около 1578, завершение перестроено в 1671 году), что, вероятно, принадлежит творчеству Петра Красовского, и колокольни "Башня Корнякта", построенной архитектором Петром Барбоном в 1572 - 1578 годах. Весь архитектурный комплекс построен на средства Львовского братства при поддержке со стороны русских царей и молдавских хозяев, которые помогали братству в его культурно-просветительской и религиозной деятельности.
 
Начало положило строительство на месте предыдущей постройки, уничтоженной пожаром (1527). Ее автором был зачинатель львовского Ренессанса Петрус Италюс, прозванный Муратор Региус (королевским строителем. Однако эта новостройка, как и вся Русская улица, стали жертвой пожара 1571. Вид церкви остался лишь на печати Ставропигийского братства конца XVI в. Это был трьохкупольный храм, укрепленный контрфорсами, с ренессансным порталом. В нем сочетались средневековые готические формы, и новые ренессансные.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100