С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Ренесcансная архитектура Львова (3/4)


Формирование ансамбля после пожара началось в 1572 г. с сооружения новой башни на средства члена братства, грека Константина Корнякта (в честь благодетеля башня названа его именем). Башня предназначалась под колокольню - крепостной пост во время осад и наблюдательный пункт в противопожарных целях. Строил башню Петр Барбон, вероятно, при участии Павла Римлянина. Именно образное мышление Петра с Барбоне, воспитанного на строительной культуре Венеции, где долго сохранялись следы влияния византийской архитектуры, понравилось заказчикам. И Ренессанс с его ясным и трезвым мировосприятием сочетается здесь с суровыми и мужественными формами балканской архитектуры, близкой и понятной заказчику К. Корнякта, родом из Греции. Башня, построенная целиком из тесаного камня, в основе квадратная (26,6 м2). Сначала было только три этажа, причем каждый с разной высотой: первый - 14,65 м; второй - 16,2 м; третий - 9,9 м). Завершалась она трехступенчатой шатровой крышей с пирамидальным фонарем по центру, что является типичным для украинского народного деревянного зодчества. Стены разделены тремя пилястрами на два поля и завершены архивольтом. Компактная вертикаль башни Корнякта расчленяется на три яруса, объединенные одним мотивом глухих арок, попарно с каждой стороны зажатых пилястрами. Художественное решение мотива проходит эволюцию постепенного усложнения: от мужественной сдержанности в первом ярусе (сначала он был арочным проездом и вся башня воспринималась надвратной башней), через величественную торжественность второго яруса - к торжеству гармонии в третьем. Сооружение соединило классические формы с традициями украинской архитектуры - деревянными башнями-колокольнями. В этом случае прослеживаются те же аркадные мотивы, разная высота ярусов, шатровое завершение. Башня, строительство которой завершилось в 1580 г., стала символом Львова. Верх башни сгорел в 1616 году. Через год его восстановили. Во время осады Львова турками в 1672 году он был вновь разрушен. В конце XVII века архитектор Петр Бебер реконструировал верх башни, добавив еще один этаж (7,85 м), на котором возвышается барочный шлем с высоким фонарем в окружении четырех пирамид. Таким образом первичный, несколько приземистый силуэт башни приобрел изящество и легкость форм (общая высота равна 65,8 м). Для львовской архитектуры второй половины XVI века башня Корнякта имела важное значение - Ренессанс в ней воцарился полностью. Она обусловила появление башен бернардинского монастыря и городской ратуши, сооружавшихся с намерением ее превзойти.
 
Продолжением заложенной в башне Корнякта ренессансной программы было сооружение часовни Трех Святителей (1578-1590). Ее строителями называют Петра Красовского и Андрея Подлесного. Сооружение объединило достижения итальянского Ренессанса с традициями украинского зодчества, выраженными в решении ее как однозального куба с тремя верхами. Из тесаного камня, прямоугольная в плане, она увенчана тремя куполами, наподобие украинских деревянных церквей с одним заломом. Часовня не имеет внутренних столбов и пилястр. Единое внутреннее пространство часовни условно членится в поперечном направлении на три части. Главный фасад расчленен пилястрами на три части, в средней, более широкой, расположен входной портал, покрытый прекрасным рельефным орнаментом, который представляет собой мотив виноградной лозы; в боковых - полуциркульные окна обрамлены наличниками. Мечтательный лиризм здания особенно выделяется по сравнению с мужественной силой башни.
 
Успенскую церковь братство начало строить в 1591 году по проекту архитектора Павла Римлянина. Решал он ее, очевидно, как одноапсидную базилику в стиле римской дорики, характерном для всех его построек: Бернардинского костела, бенедиктинского монастыря, часовни Кампианов, даже портала паперти Армянской церкви, созданного вместе с Петром Барбоном. Черты этого стиля, лишь скромно указанные в башне Корнякта и часовни Трех святителей, достигли в Успенской церкви классической полноты. Церковь лишена западного фасада, следовательно, и окружающего обхода (фасадом служит южная стена, разделенная пилястрами на четыре поля, в каждом из которых поднимается архивольт с прорубленным в нем окном). Вход в церковь - сбоку, парадного портала нет, и все же это не лишает сооружение монументального величия, она выглядит собранной и гармоничной в соотношении своих пропорций. В здании доминирует мотив римской ордерной аркады, созданный глухими полуциркульными арками, пилястрами.
 
Именно аркада, опирающаяся на массивный цоколь, завершенная дорическим фризом и активно акцентированным профилированным карнизом, определила характер здания, подчеркнув его величаво-монументальный строй. Павел Римлянин работал над строительством церкви лишь до 1598 года, но его преемники - Войцех Капинос и Амвросий Благосклонный придерживались его проекта (строительство завершено в 1629г.). В связи с тем, что братство настаивало на трехкупольном завершении, вероятно, Амвросий Благосклонный внес изменения в архитектурно-конструктивную часть сооружения, введя четыре опоры-колонны для поддержки центрального купола. Так интерьер был разделен на три нефа. Успенская церковь состоит из размещенных по оси запад-восток притвора, основного объема и апсиды. Архитектурная идея украинского трехсрубного, трехглавого деревянного храма была положена в основу объемно-пространственной композиции Успенской церкви.
 
Эпическое величие церкви, в которой воплотились культурные предпочтения и духовное богатство заказчиков, оттенялось мужественной простотой башни и изяществом часовни. Ансамбль выражал протест против национального гнета, одновременно воплощая идею единения, сплоченности широких слоев украинского народа. Он стал высоким художественным образцом, повлиявшим на оживление строительства во Львове. В архитектуре тогда господствовала идеологическая программа враждующих сторон, так контрреформация стремилась превзойти ансамбль Русской улицы.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100