С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Ренесcансная архитектура Львова (4/4)


В результате этой борьбы возник ряд монументальных сооружений. В частности, по проектам Павла Римлянина построен монастырь и костел бенедиктинок (1595), костел бернардинцев (1600-1630). Заложенный в 1595 году, монастырь бенедиктинок служил одновременно и крепостью во время осад города. Костел бенедиктинок небольшой, с узкими стенами-бойницами, могучими контрфорсами напоминает костелы-крепости XV в. К нему примыкает квадратная башня, лаконичная и монументальная, типично ренессансных форм. Внизу башни - портал с полуциркульной аркой, выше - такая же ниша со скульптурой, еще выше - окно той же формы. Ясная ритмика членений, однотипная обработка ниш и оконных отверстий подчеркивают цельность архитектурного образа. Завершает сооружение фриз типично ренессансных форм и замечательный аттик, напоминающий каменную резную корону. На каждой его стороне - скульптура, обрамленная волютами, углы отмеченные энергичными акцентами лепных украшений. Монастырский дом имел по фасаду открытую лоджию, которую образовывали три арки, между которыми стояли статуи. Строительство костела продолжалось почти четверть века. Впоследствии костел претерпел ряд разрушений: от пожара в 1623 году, затем от осад. Несколько раз реставрировался. Скульптурное убранство на аттике и в нишах над лоджией появилось во второй половине XVII века. Сооружения монастыря бенедиктинок образуют уголок ренессансного Львова, будто перенесенный из Северной Италии. Костел бернардинцев ближе по стилю к сооружениям Северного Ренессанса - плавные, волнистые линии главного фасада, динамические статуи святых. Это можно объяснить как участием в строительстве костела вроцлавского архитектора Андреаса Бемера, так и особым вниманием Павла Римлянина к местным архитектурным традициям, к вкусам и требованиям заказчиков. После сметри Павла Римлянина (1618 год) строительство продолжал Амбросий Благосклонный. Здание поражает своей несогласованностью: главный объем ее решен в традициях Ренессанса, а фасад несет на себе влияние североевропейского маньеризма. Чистые черты Ренессанса сохранились в боковом фасаде и алтарной части: большие плоскости стен делятся пилястрами, на которые опираются архивольт, фриз - метопы и триглифы. Здесь ясно виден почерк Павла Римлянина. Но во львовском обществе появились новые эстетические идеалы и требования, его уже не удовлетворяли ренессансная ясность, согласованность, порядок, гармония. Эстетические вкусы начали направляться к исключительной декоративной пышности, драматизированной экспрессии, к эффективному монументализму. Изменения коснулись лишь внешнего вида храма. На его фасаде появился щит виртуозно гнутых форм. Нижний ярус с верхним связывается усложненным характером волют, на выступах которых, а также в стенных нишах размещены статуи. Башня костела (высота 38 м) построена, вероятно, Андреасом Бемер. Где-то в 1753 году на башне поставили часы с боем, для которых мастер Андрей Франк в 1653 году отлил специальный колокол. Храм состоит из трех нефов. Длина его составляет 57,5 м, высота - более 22 м.
 
С именем знаменитого архитектора Павла Римлянина связано создание еще одного ренессансного памятника во Львове - часовни Кампианов (конец XVI - 1619 год). Она создана как семейная усыпальница по приказу Мартина Кампиана, влиятельного горожанина Львова, который был в нем полновластным властелином. Часовня имеет все признаки итальянского ренессансного сооружения: четкое разделение фасада на ярусы, гармоничное согласование всех конструктивных частей. Фасадная стена роскошно украшена: в архивольтах между пилястрами, опирающимися на русты и кованый цоколь, помещены рельефы, созданные талантливым, неизвестным нам скульптором: над фризом возвышается аттик с символическими изображениями благодарности, скоротечности жизни и безсмерттия души. Внутри часовня украшена резьбой, в которой использованы различные породы камня. Однако это богатство декора производит холодное впечатление. В отделке принимали участие два мастера: алтарь с фигурами Петра и Павла создал скульптор Генрих Грост, а декорации боковых стен, вероятно, делал знаменитый мастер Иоганн Пфистер. Здесь размещены эпитафические надписи, посвященные Павлу и Мартину Кампианов. Каждая из эпитафий завершена портретом в окружении отцов церкви и евангелистов. Ясная логика конструкций часовни, ее дидактически-обучающий характер отделки, благородная простота в соединении с чисто светскими решениями экстерьера ставят этот памятник в ряд величайших во Львове.
 
Усыпальница семьи Боимов была построена в 1609-1617 годах. Основателем часовни была семья купца Георгия Боима, который прибыл во Львов из Венгрии. Зодчий неизвестен. Возможно, это был Андрей Бемер. Декоративная отделка, над которой работало несколько создателей Гануш Шульц, Андрей Бемер, Иоанн Пфистер, - выполнена в разные годы первой половины XVII века. В часовне Боимов заметны заимствования из Зигмунтовской часовни в Кракове. Это, прежде всего, общее архитектонические-конструктивное решение. Здание центрическое, квадратное в плане, перекрытое куполом. Все же традиции и культурная атмосфера тогдашнего Львова обусловили создание полностью оригинального сооружения, которое не имеет ни аналогии, ни повторений. Главный фасад часовни несколько перегружен резьбой, развязанный как иконостас. Его сюжетные сцены, посвященные страданиям Христа, носят торгово-иллюстративный характер. Влияние украинских иконостасов видно и на алтаре в интерьере - в многочисленных рельефах с изображением "Страстей". Образы трактуются грубовато, по-народному простодушно, в ясной композиции сцен заметны бытовые подробности. Купольное завершение представляет собой исключительное произведение искусства. Его поверхность заполнена рядами кессонов, в которых помещены рельефные бюсты пророков, отцов церкви, ангелов. Купцы Боимов придерживались ориентации на Ренессанс Северной Европы. Их удовлетворяло искусство, которое зрело в мещанской среде - простое и непосредственное. И алтарные образные решения - это прямолинейное мышление простых людей с их ежедневными заботами, жалобами, надеждами. Демократизм этих образов, отсутствие идеализации, крепкая их связь с жизнью обусловлены гуманистическими идеями ренессансной культуры.
 
Во второй половине XVI - первой половине XVII века наибольшее значение на Украине имела архитектурная школа Львова. Ее характерной особенностью было усвоение и переработка архитектуры итальянского Ренессанса. Этому способствовало влияние архитектуры польского Ренессанса, а также участие в строительстве итальянских мастеров, живших во Львове, а также наличие цеха строителей и резчиков в городе.
 
Библиография:
1. Крвавич Д.П. Українське мистецтво. – Львів: Світ, 2005. – Ч.3.
2. Мельник Б.В. Вулицями старовинного Львова. – Львів: Світ, 2002.
3. Нельговский Ю.А. Архитектура Украины второй половины XVI – первой половины XVII в. // Всеобщая история архитектуры: В 12-ти томах. – М.: Издательство литературы по строительству, 1968. – Т. 6.
4. Овсійчук В. А. Архітектурні пам’ятки Львова. – Львів: Каменяр, 1969.
5. Островський Г.С. Львов. – 3-е изд., переработ. и доп. – Львов: Искусство, 1982.
6. Пилип’юк В. Львів. Фотоальбом. – Львів: Світло й тінь, 1992.
7. Трегубова Т.О., Мих Р.М. Львів. Архітектурно-історичний нарис. – К.: Будівельник, 1989.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100