С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Ренесcансная архитектура Львова


текст: Комарова Анна, 2009г.

С 1569 года после образования единого Польско-Литовского государства - Речи Посполитой, подвластные Литве украинские земли были включены в состав так называемых коронных земель. В то время, когда в Европе развивается гуманистическое искусство Возрождения, в архитектуре Украины преобладают древнерусские, византийские, готические традиции, каноны. Но постепенно в Украину (особенно в западные земли) проникают и распространяются влияния европейского Ренессанса.
 
Летом 1527 во Львове на улице Пивоваров (ныне Театральная) возник пожар и молниеносно перекинулся не только на центр города, но и на пригороды. На второй день Львов представлял собой сплошное пепелище. Но в течение относительно короткого времени, город был отстроен в новом, ренессансном стиле. Архитектурное лицо Львова определилось, главным образом, в XVI веке, особенно во второй его половине. Вместо стремительных, заостренных, направленных к небу готических форм утверждаются уравновешенные, упорядоченные композиции со спокойными, логически продуманными и чистыми формами, воспринятыми от античной архитектуры.
 
Архитекторами были итальянцы, преимущественно выходцы из северной Ломбардии и южной Швейцарии, из городов, расположенных на берегах озера Комо, особенно из Лугано. Ведущую роль в архитектуре 2-ой пол. XVI в. во Львове играют итальянские архитекторы Петр Барбон, Паоло Доминичи, которого во Львове называли Павлом Римлянином, Петр Итальянец и др. Они принесли с собой дыхание итальянского Ренессанса, но чистоту его форм растворили в местных традициях и требованиях. Работали во Львове также немецкие, польские архитекторы и местные мастера. В 1572 году в городе был создан специальный цех строителей, который первоначально состоял преимущественно из итальянских мастеров, работавших также на Подолье, Волыни, в Закарпатье и воспитавших значительное количество местных мастеров. Львовские цеховые строители в строительной практике пользовались итальянскими трактатами, преимущественно написанными Себастианом Серлио, проявляя при этом определенное непонимание стилевой чистоты классического ордера, потому образцы не копировались, а подвергались значительной переработке. Лучшие ренессансные сооружения Львова создали выдающиеся зодчие, которые работали вне цеха.
 
Львов планировался по-новому. Сохранялось только средневековое размещение центра - рыночная площадь с ратушей. Улицы прокладывались простые и широкие (для тех времен). Дома возводились узкие по фасаду, трехэтажные. С площади Рынок, почти квадратной в плане (142 м х 129 м), выходили восемь улиц. Площадь стала центром города в окружении Краковского (район Старого княжеского Львова) и новообразованного Галицкого пригородов. Центральная часть города была укреплена каменными стенами и башнями, пригороды имели дерево-земляные укрепления. Во второй половине XVI - первой половине XVII века были проведены значительные работы по расширению и устройству новых укреплений. К крепости XIV - XV веков примкнуло новое кольцо стен и башен. Новые башни были круглыми и открытыми со стороны города. Перед городскими воротами были устроены укрепления - барбакан. Городские укрепления Львова насчитывали около пятидесяти башен. Католические монашеские ордена, заполонившие украинские земли во второй половине XVI века, построили во Львове ряд монастырей в черте города (доминиканцы) и на территории его укреплений (иезуиты, бернардинцы). Над городом на высокой замковой горе размещен так называемый "Высокий замок", основанный древнерусскими князьями; в укреплениях центра города, в его северо-западном углу, находился так называемый "Низкий замок".
 
Со второй половины XVI века строились преимущественно каменные сооружения. Остатки старой готики, в стиле которой велось строительство до пожара 1527 года, нередко включались в новое здание и, таким образом, в ряде домов на первом этаже встречаем готические порталы, вестибюли-входы с характерными нервюрными сводами или стрельчатыми арками. Площадь Рынок была застроена богатыми домами, а обычное жилье, расположенное в кварталах, хотя и сохраняло с ними типологическую общность, однако выглядело значительно скромнее.
 
Специфика домов на площади Рынок диктовалась магдебургским правом: на узких участках сооружения размещались сплошными обоями. Итак, все внимание уделялось фасаду, который приобретал первостепенное значение, за ним было распространено однообразие внутренних членений. Фасады отличались разнообразием и богатством декорации: порталы, обрамление окон, междуэтажные пояса и фризы покрывались резьбой. Ренессансное дополнение декорации составляла рустованная фактура стен. Рустовка была самой разнообразной: от дощатой (гладкой) до бриллиантовой (фальцованной), прежде всего для пилястр, что придавало сооружению оборонительный характер. Фасады осложнялись изображениями символически-мифологического содержания: львиные маски, сирены, фигуры патронов и покровителей. Дидактика этих готических реминисценций оставалась актуальной и в дальнейшем, отражая духовные интересы тогдашнего провинциального мещанства.
 
Во Львове столкнулись две разновидности Ренессанса в жилищной архитектуре: итальянский и немецкий, на которых существенно отразились местные традиции. Дома завершались не треугольным щитом (как в городах Северной Европы), а ровной горизонталью на манер итальянских палаццо. На первом этаже асимметрично размещались входные двери и окна. Это диктовалось хозяйственным назначением этой части дома. Гармоничное сочетание целого и деталей зависело от таланта зодчего.
 
На планировочное решение жилого дома влияли форма и размеры участков. Обычно, это прямоугольник со сторонами 10 - 12 м по улице и 20-30 м вглубь квартала. Дома, расположенные на обычных участках, имели несколько вариантов планировки первого этажа. Наиболее распространенным был вариант, в котором на улицу выходило два помещения: одно из них - сени, а другое, в зависимости от профессии владельца, служило для конторских или торговых целей. По длине дом обычно членился на три части. За помещениями, которые выходили на улицу, размещалась лестница и небольшая темная комната, а дальше располагались жилая комната и коридор, связанные с двором. Наиболее типичными для планировки второго и последующих этажей было устройство в сторону улицы двух жилых помещений: комнаты с двумя окнами и "хаты" с одним окном. Со стороны двора была большая жилая комната и коридор с выходом на открытую галерею. Крыши, обычно двухскатные, а иногда и более сложной формы, были спрятаны за высоким аттиком и имели стоки воды до середины уличного фасада. В небольшом дворе размещался двух-или трехэтажный флигель. Помещения первого этажа перекрывались цилиндрическими или крестовыми сводами. Перекрытия помещений второго или третьего этажа, а иногда и жилых, выходящих во двор, комнат первого этажа делались плоскими. Сильные потолочные балки украшались резьбой, надписями и росписью.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100