С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Современные принципы архитектурного решения школ для детей с нарушениями зрения


текст: Кирилл Комаров. Украинская Академия Искусства: Исследовательские и научно-методические работы, Киев-2010, Выпуск 17. С. 359-369.

Первая школа для детей с недостатками зрения была открыта в 1784 году в Париже французским педагогом Валентином Аюи (Valentin Haüy). Также под его руководством в 1807 году был открыт интернат для слепых в Санкт-Петербурге, который стал первым специализированным учебным заведением России. В XIX в. такие школы начали появляться во многих странах.

Несмотря на формирование ряда особенностей в методах воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, сооружения, где устраивались специализированные школы, до недавнего времени не имели существенных отличий от школ общего назначения. Так, училище для слепых в Костроме (РФ) размещено в жилом деревянном доме, построенном в середине XIX в., а архитектурное решение двухэтажного кирпичного здания интерната в Суздале, построенного по индивидуальному проекту в начале ХХ в., не отличается от типового. Однако следует отметить, что ряд недавно завершенных сооружений и те проекты, которые сейчас находятся в разработке, подтверждают положительную тенденцию в архитектурном решении сооружений школ для детей с недостатками зрения.

Целью нашего исследования является сравнительный анализ принципов функционального зонирования и дизайна интерьеров современных учебных комплексов для детей с недостатками зрения, а также определение характерных особенностей архитектурного решения зданий специализированных школ и их участков.

На территории постсоветских стран до сих пор не предпринималось попыток охарактеризовать особенности архитектурного решения школ для детей с недостатками зрения. Исследование отдельных аспектов этой проблемы осуществляли западные архитектурные бюро с целью разработки исходных схем, на которых базировалось дальнейшее проектирование специализированных учебных заведений. К таким исследованиям можно отнести предпроектные изыскания в рамках работы над созданием школы в г. Хазелвуд (Глазгоу, Шотландия) фирмы "ГС + АД Архитектс" (GM + AD Architects) [7] и школы Джули Мак Эндрюс Морк в Денвере (Колорадо, США ) - бюро "Дэвис Партнершип" (Davis Partnership) [1].

Все остальные источники, косвенно касающиеся рассматриваемого вопроса, имеют чисто описательный характер. Так, обзор особенностей архитектурных решений школ для детей с недостатками зрения приводится в статьях Дэвида Сокола (David Sokol), входящих в состав тематического сборника "Школы XXI века" (Schools of the XXI century) журнала Architectural Records.

Достаточно развернутую информацию относительно принципов функциональной организации здания школы В. Росса Мак Доналда и заложенных в ее проекте методов самостоятельного ориентирования слабовидящих представлены в обзоре Райса Филлипса (Rhys Phillips) "Дизайн школы для слепых" (School design for the blind) [9 ]. Отдельные аспекты этого проекта освещены в статье Кэтрин Ванситтарт (Katharine Vansittart) [12] и в сборнике проектов "1000 Х Архитектура Америк" (1000 X Architecture of the Americas) [6].

Краткий обзор основных архитектурных решений, заложенных в проекте школы Джули Мак Эндрюс Морк в Денвере можно найти в статье Анет Эспинозы (Annette Espinoza) [5] и на официальном сайте школы в сети интернет [14]. Подробное описание общей структуры здания школы в г. Хазелвуд, характерных особенностей организации внутреннего пространства и возможностей самостоятельного перемещения слепых детей представлены в статьях Дэвида Сокола [10], и Марисы Даффи (Marisa Duffy) [4]. Краткий обзор отдельных аспектов этой темы приводится в многочисленных статьях в периодической прессе [3, 13]. Аннотации и иллюстративные материалы к текущим проектам специализированных школ размещены на сайтах международных архитектурных сообществ [16, 17].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100