С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Современные принципы архитектурного решения школ для детей с нарушениями зрения (5/6)


Окончательный вариант также не лишен полной "ясности пути с четкими элементами вдоль него, но теперь он намного более чувствителен", - считает один из руководителей "ГМ + АД Архитектс" Алан Данлоп (Alan Dunlop) [10]. Защищенное с помощью жалюзи, остекление коридора наполняет пространство солнечным светом. Освещенные с помощью зенитных фонарей (поскольку широкие окна в стенах могут сбить с толку школьников с остаточным зрением), классные комнаты находятся в объемах, которые выступают из волнообразного северного фасада, а музыкальная комната и библиотека замыкают противоположную сторону здания. Западный блок включает бассейн, гимнастический зал, кухню и вестибюль.

"Одна из ключевых тем, которые проходили через весь процесс проектирования - отмечает Мариса Даффи, - заключалась в предоставлении ученикам ощущения независимости обеспечении для них возможности найти свой путь с минимальной помощью" [4]. Высота потолка меняется на всей протяженности коридора, выходя на самую высокую отметку в вестибюле и спадая в направлении классных комнат, что дает возможность определить расстояние с помощью слуха. Классы для младших учеников расположены максимально близко к вестибюлю; чем дальше по коридору находятся помещения, тем больший возраст школьников, которые их посещают. Между каждой парой классов расположен кабинет физиотерапии.

Пытаясь избавиться от чувства строгой ведомственной атмосферы, зодчие заменили традиционные перила вдоль коридора на "чувствительную стену" (sensory wall) - складчатую пробковую плоскость, которая очерчивает одну из сторон "внутренней улицы". Разрывы в плоскости обозначают входы в кабинеты.

Участок сооружения засажен лаймовым деревьями для создания тени. Оцинкованная кровля растворяется в ландшафте, тогда как кроны сибирских лиственниц благодаря своему светло-серому окрасу сливаются с плоскостями стен, облицованными гонтом. Как отметил Дэвид Сокол, вскоре школа Хазелвуд должна походить более на объект ландшафта, чем архитектуры [10].

По просьбе учителей, которые стремились, чтобы их школа стала местом "где школьники получат необходимые им навыки" [13], архитекторы не ставили задачу сделать сооружение слишком безопасным. Осознавая возможность проложения сплошной направляющей плоскости вдоль всего здания, они все-таки оставили, как констатирует Эндрю Денгольм, отдельные отрезки, которые не покрываются "чувствительной стеной" и где нет перил или барьеров, что создает для детей определенные проблемы [3].

Среди текущих проектов учебных заведений, которые учитывают нужды детей с недостатками зрения, можно выделить проекты школы для совместного обучения слепых и зрячих детей в г. Муконо (Уганда) архитектора Хитер Корта (Heather Korth) и начальной школы для слепо-глухо-немых и больных аутизмом детей в г. Чикаго (Иллинойс, США) архитектора Джилфиллана Каллахан Нельсона (Gilfillan Callahan Nelson).

В качестве ключевых элементов проекта школы в Муконо Хитер Корт применял "контрастные цвета, разнообразные фактуры и материалы, а также фильтрацию света для создания среды, способствующей обучению школьников с нарушениями зрения" [16]. Для обеспечения самостоятельного перемещения слепых детей планируется устроить перила вдоль всей стены "крытой дорожки" (covered walkway) - коридора, который выполняет роль ценрального элемента всей структуры, как "внутренняя улица", описанная в предыдущих примерах. Для упрощения ориентирования школьников, имеющих остаточное зрение, входы в классные комнаты будут помечаться определенным цветом верхнего света. Сооружение школы с "Домом Музыки" (Music Building), также проектируется на территории учебного заведения, будет соединять "тропа Брайля", фланкованная тактильными тропами из маленьких камешков в известковом растворе.

Проектом школы в г. Чикаго предусмотрено создание классов для занятий искусством, плетением и хоровым пением, а также зал для проведения спектаклей. Циркульные изгибы крытой галереи обеспечат постоянную направляющую плоскость, а "разнообразные фактуры, - по мнению авторов проекта, - позволят учащимся запоминать ориентиры по своему собственному ... усмотрению "[17]. Среди главных особенностей проекта, может быть упомянуто стремление ввести живую природу внутрь сооружения, которое реализуется созданием "живой стены" (the living wall) - композиции из растений с вертикальными стволами и зимнего сада.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100