С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Становление и развитие творческой концепции группы Аркигрэм (4/10)


Архитекторы и "Живой Город" [ Living City ].

В 1964-м году проекты Аркигрэма выглядели уже достаточно совершенно и очень уверенно: "Город интеграций" [ Plug - in City ], "Город, который ходит" [ Walking City ], "Компьютерный город" [ Computer City ], "Подводный город" [ Underwater City ] и др. Еще год назад их идеи только формировались, а проекты были слишком поэтизированы и немного застенчивы. Так, Королевский Институт Британских Архитекторов официально предложил Аркигрэму пространство для изложения собственной позиции относительно современных условий и роли современной архитектуры . Проект "Живой город" [ Living City ] стал центральной экспозицией Института Современного Искусства в Лондоне.
 
Ощущение жизни: это была квинтэссенция качеств, найденных "новым поколением". С помощью изображений, текста, звука и света, в которые физически погружались посетители, аркигрэмовцы пытались рассказать о главных свойствах города. "Живой город" предлагал "экзистенциальный" подход к проектированию : бытие становилось ценнее знания, а архитектору больше не разрешалось стоять в стороне той темы, с которой он работал.
 
"Живой город" мгновенно стал объектом пылкой дискуссии. "Половина мира задыхалась от страха", - шутил архитектурный критик и историк Чарльз Дженкс. Некоторые посетители хотели увидеть проекты домов будущего, они напряженно искали, изучали каталоги и ослепительные коллажи, обдумывали смысл искривленной среды - импровизированной аркигрэмовской структуры, выглядевшей полным хаосом, совсем не похожим на архитектуру . Конструкция набиралась из треугольников только потому, что они позволяли создать свободную форму "и больше ни для чего" (сначала ребята намеревались выполнить эту установку из монтажной пены для того, чтобы сделать ее более аморфной). Поэтому целью "Живого города" была демонстрация не традиционной архитектурной формы, а как раз наоборот - лишенной формы среды, поведения и самой жизни.
 
Согласно идее "Живого города", построенные здания становились лишь одной из частей, возможно даже малейшей частью образа архитектуры . "Когда на Оксфордской улице идет дождь, он становится важнее архитектуры , на самом деле в такие моменты погода имеет большее влияние на жизнь города, чем фасады домов". Аркигрэмовцы старались показать опыт людей, живущих в городе, не связанный с генпланом, фасадами и статистическим анализом. Они отказывались от оперирования категориями градостроительных условий, предлагая вместо этого рассмотреть ощущение пребывания в городе, как радостного существования в городском ландшафте. Все иллюстрации, тексты, комиксы, каталоги и открытки обращали внимание на сокровенные мечты и желания городских жителей.
 
Аркигрэм радовался широкому распространению культуры ссылок и различных визуальных эффектов, позволявшие архитекторам работать с иллюминированными поп-культурными городами.
 
Для освещения "Живого города" использовался "мигающее устройство" [ Flicker Machine ] - абажур со встроенной лампой, который вращался. Он был "сумасшедшим, но эффективным средством стимулирования интереса к возможностям подвижного света".
 
Визуально он создавал впечатление подвижной структуры, наподобие той, что ветеран Баухауса [ Bauhaus ] Лацло Моголи-Наги [ Laszlo Moholy - Nagy ] называл "зрением в движении" [ vision in motion ]. В то время как другие архитекторы суетились, детализируя свои дома, аркигрэмовцы предлагали размещать на улицах "мигающие устройства", которые членили бы и материализовывали город на уровне восприятия людей, двигавшихся по его улицам.
 
Настоящей темой архитектурного авангарда 1950 - 1960-х гг была индивидуальность, "раскрытый и обнаженный человек" [ bare and naked man ] с полным набором личных убеждений и мотиваций. Догмы коллективизма, которые проповедовали модернисты, демонстративно игнорировались. Экспозиция "Живого города" создавалась из персональных работ представителей Аркигрэма , которые иллюстрировали "наши индивидуальные интересы в зависимости от личного взгляда на проблему" Живого города ".
 
Вся экспозиция состояла из семи тематических сегментов, совокупность которых формировала психологическое исследование городской жизни. Посетителей словно приглашали на экзистенциальную прогулку по городу. В первом сегменте "Человек" [ Man ] Вам напоминали о связи между Вами как личностью и внешним миром объектов и людей. Здесь Вы должны выбрать себе Эго (личность) одного из героев: Супермена, Адама Стрэндж или Аланна с планеты Ранн. Второй сегмент "Выживание" [ Survival ] рассказывает о некоторых "физических недостатках" [ physical defects ] и преимуществах "мускулов" [ muscles ], "разума" [ intelligence ], "телосложения" [ physique ], "личности" [ personality ] и в зависимости от типа потребителя, предоставляет ему доступ к определенным товарам и услугам.
 
Выбранная индивидуальность городского жителя должна сдать экзамен пребывания в "толпе" [ Crowd ] - третий сегменте экспозиции. Существовало огромное количество критиков, от Фридриха Ницше к Эбенезер Говарда [ Ebenezer Howard ], которые предсказывали городским жителям поглощения их личности толпой современной метрополии. Однако, в своем "Живом городе" Аркигрэм показал толпу в качестве неоспоримого доказательства упругости человеческой индивидуальности.
 
Гигантский калейдоскоп символизировал "совокупность всех характеров и типов людей, в которой они взаимодействуют, приобретая общий опыт жизни в городе". Массы были показаны в виде собрания отдельных личностей, освобожденных от ига коллективности их собственным взглядом на город.
 
Осмотрев еще два сегмента: "Перемещение" [ Movement ] и "Общение" [ Communication ] посетитель приходил к шестому сегменту "Место" [ Place ]. Под этим термином аркигрэмовцы понимали общепризнанные центры национальной и международной культуры. Неожиданной была представленная на экспозиции схема размещения "Мест" в Лондоне: около десятка самых загруженных транспортных перекрестков обводились кругами и провозглашались достойными этого звания. Некоторые же из перекрестков, отдельно представленных на экспозиции - угол Гайд парка [ Hyde Park Corner (чья благородная транспортная поверхность обеспечивалась обрезанием кусков архитектуры периода Регентства) и "Слон и Замок" [ Elephant & Castle (торговый комплекс на транспортном перекрестке) - были откровенно дискуссионными схемами новой организации города. Градостроительная модель, предложенная Аркигрэмом , представляла собой дальнейшую проверку "кластерных" [ Cluster ] идей предложенных Смитсоном в 1957-м году. Эта концепция предусматривала не один, а много центров, связанных с производством и коммерцией, которые должны были служить самовыражению общества ".
 
Заключительный, седьмой сегмент "Ситуация" [ Situation ] апеллировал к архитектурной методологии. Аркигрэмовцы выступали против претензий архитекторов на кажущуюся рациональность и объективность собственных проектов .
 
"Набор для выживания в городе" [ The Living City Survival Kit ], опубликован на страницах каталога "Живого города", был пародией на подборку продуктов в приложении к еженедельной газете или глянцевого журнала 1963-го. Конечно, это не было стремлением продать определенный товар и, несмотря на сознательную имитацию страницы популярного журнала, "Набор" не был также и примером поп-арта в общем понимании этого явления. На самом деле это был портрет архитектуры , которая имела дело с переупорядочением восприятия города его жителями в первые десятилетия после Второй Мировой войны. Ирония, что наиболее ярко проявилась в "Наборе" разрешила "Живому городу" преодолеть такие запрещенные в архитектуре темы как пол и желания.
 
"Набор для выживания в городе" - искаженное изображение, созданное Уорреном Чоком, что сулило выживание не только отдельным жителям города, но и самому городу. Оно состояло преимущественно из неприхотливых ежедневных одноразовых запрещенных товаров массового потребления, которые помещались в карман. Это было снаряжение современных бездельников, что бродили по городу, не имея никаких дел кроме наблюдения культурной и географической динамики. "Набор" был изобретением для вуайеристив с глазами, скрытыми за темными стеклами очков.

> Обсуждение <
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100