С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Становление и развитие творческой концепции группы Аркигрэм (5/10)


Эскизный проект реконструкции Фулема.

Был ли "Живой город" чем-то большим, чем поэзия и графика? Был ли этот проект импульсом для появления новой архитектуры? Одним из ключей для ответа на эти вопросы можно считать издание (в том же 1963-м году) документа "Программа реконструкции Фулема" [ Urban Renewal : Fulham Study ] (исторического района на западе Лондона, известного крупнейшей лондонской электростанцией), который был обнародован на выставке Королевского Института Британских Архитекторов . Документ носил полуофициальный характер, в его состав входил эскизный проект реконструкции Фулема, разработанный в ответ на запрос Министерства жилищного строительства и Городской власти. Проект , который удивлял невероятным объемом предусмотренных работ по переустройству инфраструктуры района, был создан представителями Аркигрэма , которые в то время работали в компании Тео Крозби [ Theo Crosby ].
 
Эскизный проект реконструкции Фулема стал целостным итогом воздействий британского модернизма. Его жилые секции были обязаны своим появлением идеям Смитсона, который разработал собственный "человеческий масштаб", основанные на георгианской пропорции сборных элементов. Но этот принцип умело смешивался с "молодой" стилистикой: кругло-угловое остекление (что напоминало лобовое стекло реактивных самолетов) и футуристские фасады округлых башен и мостов (что отсылали к проектам Чока и Геррона "Город перемен" [ City Interchange ], показанного на экспозиции "Живого города").
 
Похожую смесь влияний можно увидеть и на планах. Участки домов сочетаются в "топологические" цепи, по принципу, который был предложен в проекте Шеффилдского Университета Смитсона [ Sheffield University ] (1953). Связи между частями напоминали опять же Смитсонов проект Берлинского Хауптштадта [ Berlin Hauptstadt ] (1956), но с примесью свойственной экспрессионистам угловатости, продемонстрированной еще в первом издании Аркигрэмовского журнала. Не новая идея разделения уровней пешеходов и механического транспорта в эскизном проекте реконструкции Фулема дополнялась решением проблемы парковки машин. Стопроцентное обеспечение гаражами жителей Фулема стало существенным преимуществом эскизного проекта (в то время большинство утвержденных властями схем предусматривала обеспечение гаражом лишь каждого 5-го - 6-го жителя).

Выход за пределы проектирование сооружений

Седьмой выпуск журнала "Аркигрэм", вышедший в декабре 1966-го, с обложкой, иллюстрированной изображениями не дома, а компьютеризированного ткацкого станка, претендовал на выход за пределы архитектуры .
 
Во втором выпуске "Аркигрэма" Тимоти Тинкер [ Timothy Tinker ] поставил "Десять вопросов, требующих ответа". Эти ответы аркигрэмовцы искали в следующих выпусках своего журнала. Пытаясь соотнести возникновение жесткой "Белой Архитектуры" в 20-х и 30-х годах с появлением тоталитаристских систем общественной организации, Тинкер предложил всеобъемлющее понятие "свободы", которое было окончательно вложено Аркигрэмом в понятие "неопределенность" [ indeterminacy ]. В этот термин вкладывали понятие "сменности, отсутствия однозначного ответа. Открытой бесконечности. "
 
Аркигрэмовская философия "неопределенности" развенчивала противоречивость модернизма. Дело в том, что слово "модерн" [ modern ], от которого происходит термин модернизм, означает современность, которая находится на стадии становления, в то время как суффикс "изм" - наоборот претендует на звание доктрины, систематизированного метода, стиля.
 
Первые два выпуска "Аркигрэма" обращали внимание на органические свойства жилья, позже - "Живой город" защищало идею культуры круговорота и выбора. С каждым новым выпуском Аркигрэмовского журнала, увлечения ребят неопределенностью становилось все более заметным: продвижение "свободных" [ disposable ] домов в третьем выпуске, проектирование при отсутствии гравитации - в четвертом, мегаструктуры, постоянно развиваются - в пятом. Эти поиски открывали мир вне архитектуры: совершенный мир чистого обслуживания, информации, взаимодействия и текучести.
 
С точки зрения модернизма, сооружения должны формироваться исходя из социальных требований. Руководители Питера Кука в школе Архитектурных Ассоциаций, Артур Корн [ Arthur Korn ] и Джон Киллик [ John Killick ] соглашались с тем, что их авторитет уже не вдохновлял младших архитекторов . Киллик признавался, что его проекты "Состояли только из тех частей, которые могли быть проанализированным внутри плоского мира программы". Как бы там ни было, но эта процедура до сих пор неотъемлемая для архитекторов , обремененных предсказанием общественной воли и ее переводом на язык формы.
 
Аркигрэмовцы предполагали, что проще и целесообразнее было бы отдать контрольные рычаги среды в руки самого общества, позволив людям формировать пространство в режиме реального времени. Ведь в тот момент, когда заканчивается разработка архитектурной программы, все замораживается - и архитектурные решения и желания общества, которые могут оказаться лишь временными увлечениями. По версии восьмого выпуска "Аркигрэма", главной задачей нового поколения было создание "открытых концов" [ open ends ] - архитектуры , которая, постоянно изменяясь, выражала бы все возможные желания людей, которые в ней существуют. В 1970-м году Кук писал: " архитектура может быть более родственной с неопределенностью жизни. Она может быть одноразовой или дополнительной, она может иметь узкий круг использования, она может быть ближе к индивидуальности и конкретной ситуации, складывающейся у человека, который использует эту архитектуру».
 
В своем коллаже для "Живого города" Питер Кук использовал фото типичной американской улицы с выстроенными в один ряд блоками Интернационального стиля. "Такая среда не может быть ответом, - писал автор коллажа и рисовал стрелку в сторону застройки, - оно даже не технологическое". Однако, интернациональный стиль в то время считали современной архитектурой. Если у Аркигрэма появлялась такая возможность, он показывал публике другой тип современной архитектуры , не менее рациональной, чем интернациональный стиль и, желательно, такой, которая была подкреплена историческим опытом. В качестве противопоставления модернистской монументальности Аркигрэм и его союзники сочетали архитектуру неопределенности с некоторыми второстепенными современными им тенденциями.
 

> Обсуждение <
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100