С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Становление и развитие творческой концепции группы Аркигрэм (6/10)


В середине 60-х внимание Аркигрэма сместилось с проектирования мегаструктур к разработке элементов, которые ее наполняли. Наряду с переменной (по терминологии Бангема) или интегрированной (по терминологии Кука) архитектурой в лексиконе Аркигрэма получило распространение понятие "набор" [ kit - of - parts ], что позволило группе оперировать уже не фиксированными формами, а совокупностями временных связей и составляющих. Бангем впервые столкнулся с наборами, когда в конце 60-х заинтересовался неизвестными героями архитектуры ": системами кондиционирования воздуха и подвесными потолками. Уже потом оказалось, что такое прозаическая заинтересованность отверстиями, креплениями и соединениями имела много общего со структуралистским подходом культурной и литературной критики.
 
Так, характерной для пятого выпуска "Аркигрэма" была страница с "Подводным оборудованием" [ Underwater Hardware ], подборкой капсул в стиле Жака Кусто, которые должны были располагаться внутри гигантских городских структур. В следующем выпуске был предложен "капсульный дом" [ Capsule Home ] Уоррена Чока в качестве жилой единицы, которая должна интегрироваться внутрь непрерывной структуры, которую собой представлял "Город включений", ранее предложенный Питером Куком. Уже через год Дэвид Грин продемонстрировал "Жилой кокон" [ Living Pod ], который решительно порывал с традицией мегаструктур и стволовых систем, предлагая новую идеологию рассредоточения и мобилизации архитектуры . Этот проект считают знаковым на пути к "исчезновению архитектуры".
 
Идея понимания домов как определенных наборов или комплектов не была воспринята с большим энтузиазмом, поскольку она ассоциировалась с идеологией целесообразности, царившей во времена войны. С точки зрения этики и эстетики Аркигрэм рассматривал модульные здания как смесь сборности и принципа заводского изготовления. Полученный в результате модуль был удобным для комбинирования с другими домами или включения внутрь заранее собранных каркасов. Аркигрэм все больше обращался к эклектической эстетике рекламы, что можно увидеть на примере "Настроенной окрестности" [ Tuned Suburb ] Геррона (1968).
 
И все же модуляризация носила оттенок стандартизации, в то время как послевоенное общество хотело выбора. Заводское изготовление становилось нежелательным напоминанием об аскетичных временах. Поэтому Аркигрэм преследовал качества, к которым пренебрежительно относились эстеты высокого модернизма: "Комфорт: богатство и тепло ... Свободный инстинкт благосостояния ... Интересно, что самая качественная модернистская архитектура часто обвиняется ее пользователями в неудобстве. "
 
Так движение "за пределы архитектуры" [ beyond architecture ] проявляло интерес к потребительским комплектам, которые были независимыми (обеспеченными всем необходимым), транспортабельными, взаимозаменяемыми и расходными. Короче говоря, архитектура теперь больше напоминала холодильник, машину, печь или даже полиэтиленовый пакет, только не статичный монолит, как это было раньше. Независимая "капсула" (или "кокон" [ Pod ]) массового производства должна была стать совершенной единицей, податливой к переустройству согласно прихоти владельца.
 
Заинтересовавшись "сурвивализмом" Аркигрэм вступил в соревнование по обеспечению населения (численность которого росла) универсальным стандартом жилья. Аркигрэм позаимствовал у Фуллера термин "сурвивализм" (выживание), даже, несмотря на то, что верил в достаток, тогда как сам Фуллер наоборот - был озабочен проблемой исчерпаемости ресурсов. " Аркигрэм считает, что архитекторы должны прекратить продуцирование как можно больших и наилучших коробок и начать решать реальную проблему современной архитектуры , которой, по его мнению, является выживание, - объяснялось в фильме о группе, снятом БиБиСи в 1966-м году, - Аркигрэм утверждает, что идеи и технические средства, необходимые для выживания существуют уже сегодня в огромных запасах изобретений, происходящих из оборонной и аэрокосмической отраслей."
 
Аркигрэм находил предпосылки для развития архитектуры во всех технологических отраслях. Стеклопакеты ребята позаимствовали у британских железнодорожников, новые технологические процессы переводились на архитектурный язык, в результате возникали супер-структуры, наподобие Веббового "Парковочного дома" [ Drive - in house ] 1966-го года. Независимый архитектурный кокон, который был навеян двигателями автомобилей и техникой для исследования космоса, стал образцом "технологического переноса" (по терминологии одного из авторов 5-го выпуска "Аркигрэму", Мартина Павлея [ Martin Pawley ]), процессом, в результате которого технологии и материалы, которые развились в одной отрасли, адаптировались для нужд другой.
 
В 6-м номере журнала "Аркигрэм" провозглашалось, что "существование портативного плеера имеет для нас ( архитекторов ) столь же важное значение, как существование башенного крана ". Два выпуска спустя "Аркигрэм" показал солнечные очки со встроенными радиоприемником и наушниками и сообщил, что "Радио Талисманы уже реальные!". Этим доказывалась жизнеспособность проекта Питера Кука "Инфо-Гаджет" [ Info - Gonks ], который публиковался в том же выпуске. Проект , навеянный тенденцией к миниатюризации потребительской электроники, имел целью поиск новой типологии "индивидуальной архитектуры": восприятие архитектурной среды субъектом становилось важнее именно этой среды.
 

> Обсуждение <
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100