С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Техники авторской и эстампной графики (2/2)


Гравюра - вид искусства графики, который включает разнообразные способы ручной обработки досок и печатания с них отпечатков. Возникновение гравюры связано с ремеслами, где использовались процессы гравировка: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра - с ювелирным делом; офорт - с украшением оружия. Общественный интерес к гравюре с ее тиражированием появился в Европе в начале эпохи Возрождения - с ростом самосознания личности, с появлением необходимости в распространении и личном восприятии идей.
 
В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различают выпуклую и углубленную гравюру, а также литографию ( "плоская гравюра"). В выпуклой гравюре все свободные от рисунка части доски с помощью ножей, стамесок, долота или резцов углубляются на 2-5 мм; краска на нее накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или под прессом придавливается бумага, на которую переходит изображение (ксилография, линогравюра, а также к XV веку существовала рельефная гравюра на металле) .
 
Ксилография (от греч. Xylon - дерево и Grapho - пишу) - гравюра на дереве, один из наиболее распространенных видов гравюры. Печатная форма (клише) изготавливается ручной гравировкой. Формы, изготовленные способом ксилографии, выдерживают до 15 тысяч отпечатков. Первые европейские ксилографии религиозного содержания возникли на рубеже ХIV-XV века в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии ( "Св. Христофор" 1423).
 
Японская гравюра выполнялась последовательно рисовальщиком, резчиком и печатником, каждый цвет на ней наносился отдельно. Первым выполнил Хисикава Моронобу. Расцвет японской гравюры наступил в XVIII веке (Окумара Масанобу, Судзуки Харунобу).
 
Линогравюра - выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах, по технике близка к ксилографии. Благодаря мягкости материала получается живописный штрих. Возникла в начале ХХ века.
 
В углубленной гравюре рисунок механическим или химическим (протравливания кислотой) способом углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка или железа); краска набивается тампонами в углубления, и доска, накрытая влажной бумагой, прокатывается между валами станка для печати (резцовая гравюра на металле, офорт, акватинта).
 
Гравюра на металле (медь или сталь) - гравюра, где рисунок вырезается ножами и идет штрихом. Возникла в 1440-х годах в Южной Германии или Швейцарии ( "Мастер игральных карт"). Известные гравюры на металле М. Шопенгауэра, А. Дюрера, М. Раймонд, Луки Лейденского.
 
Офорт (от фр. еau-forte - азотная кислота) - вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами (2% раствор серной кислоты). Известен с начала XVI века (Д. Хопфер и А. Дюрер). Рембрандт много работал в этой технике.
 
Офорт акватинта основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. На рубеже XVIII-XIX веков испанец Ф. Гойя в серии "Капричос" объединяет офорт с акватинтой и, используя ее живописные качества, достигает высокого эмоционального напряжения своих образов.
 
Литография (плоская гравюра) - гравюра на камне, где рисунок выполняется карандашом, кистью, пером и протравляется щелочью. Возможно неограниченное количество отпечатков. Возникла в XVIII веке. Французский художник Оноре Домье работал в этой технике.
 
Существует большое количество графических техник, и, в зависимости от своих замыслов, художник может выбирать ту, которая ему больше подходит.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100