С Е П Т И М А
 
 
 
tags
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
rus
 
ukr
eng
 

Творчество Микеланджело Буонаротти (3/4)


Живопись

Первым живописным заказом Микеланджело было тондо "Святое семейство", написанное по поводу женитьбы Анджело Дони и Магдалены Строцци в конце 1503 или в начале 1504 г. Второе название картины - "Мадонна Дони". Это единственная известная нам станковая работа Микеланджело. Художник, выполняя живописные работы, мыслит как скульптор. Эту картину он создает в полном соответствии со своими более ранними рельефами. Важнее колорита и красок для него является сильная пластика фигур. В тондо нашло отражение стремление мастера к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на коленях Иосифа. Единство фигур подчеркивается жестким моделированием драпировок с гладкими поверхностями. Размещенные в глубине фона фигуры пяти юных обнаженных атлетов вносят в композицию характерную для Микеланджело героическую ноту. Пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной беден деталями. Таким образом Микеланджело утверждал, что только человеческая фигура достойна подражания. Выразительные и холодные тона ярко подчеркивают скульптурную выпуклость каждой фигуры.
 
В 1504 году Микеланджело получил заказ от гонфалоньера Флоренции Пьеро Содерини на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Веккьо. Это должна быть "Битва при Кашине". Микеланджело прервал работу над картоном этой фрески в марте 1505, когда по вызову Юлия II отправился в Рим, а закончил центральную часть картона летом следующего года, когда сбежал от Папы во Флоренцию. Битва при Кашине (около Пизы) - это небольшая победа флорентийского войска над пизанским в 1364 году. Для Микеланджело в этой битве было интересным то, как она началась. Спасаясь от жары в конце июля, флорентийские солдаты начали купаться в Арно, когда в лагере сообщили о нападении врага. Таким образом, Буонарроти мог изобразить большое количество обнаженных тел в движении и трудных ракурсах: стоя, на коленях, полулежа, в прыжке. В этом ему не было равных. Микеланджело превратил Флорентийское войско на грандиозный пластический орнамент, поражающий разнообразием фигур. Саму роспись художник, к сожалению, так и не начал.
 
Весной 1508 г. Папа Юлий II поручает Микеланджело расписать свод Сикстинской капеллы. Над этим заказом художник работал до октября 1512 г. Капелла - прямоугольное помещение 40,9 м в длину и 13,4 м в ширину с главным входом с востока и алтарем у западной стены. Пологий свод со стрелкой подъема 4 м достигает высоты 20,7 м. В свод врезаны распалубки полуциркульных люнетов над окнами: по шесть окон по бокам и по два на торцах. Паруса сведены к пилястрам, стоящим на осях между оконными простенками, на боковых сторонах свода - по пять парусов, на торцевых - по одному. Плафон Микеланджело отделил от парусов карнизом. На каждом парусе он изобразил огромный трон, боковые стороны которого выступают в виде пилястр, доходящих до карниза. Пилястры украшены парами путти, поддерживающих карниз. Поперек капеллы мастер перебросил арки, так что в средней части свода получилось чередование узких и широких полей. Все эти фиктивные архитектурные формы имитируют белый мрамор. На тронах сидят двенадцать фигур пророков и Сивил, опирающихся на консоли. Под консолями путти-Атланты держат картуши с их именами. В треугольных ячейках, образовавшиеся между ребрами розпалубок и тронами, размещенные фигуры, имитирующие золоченую бронзу. В сегментах средней части свода Микеланджело написал пять малых (1,7 х 2,8 м) и четыре крупные (2.8 х 5,7 м) "истории" на сюжеты Книги Бытия, начиная от "Отделения света от тьмы" и заканчивая "Опьянением Ноя". На выступах пилястр установлены кубы, на которых сидят юноши, имитирующие античные статуи („ignudi”). С помощью лент и дубовых гирлянд они держат над сивилами и пророками круглые щиты, сделанные под бронзу и золото, с барельефами, изображающими события из истории евреев. В люнетах и распалубках - галерея предков Христа. В пандативах над угловыми люнетами слева и справа над входной стеной написаны "Давид и Голиаф" и "Юдифь и Олоферн"; напротив них над алтарной стеной - "Распятие Аммана" и "Медный змей".
 
Цикл "историй" из Книги Бытия состоит из трех равновеликих частей. Первая от входа - история Ноя: "Опьянение Ноя", "Потоп", "Жертвоприношение Ноя". Вторая - история прародителей: "Грехопадение", "Создание Евы", "Сотворение Адама". Третья - создание мира: "Создание воды", "Создание солнца, луны и планет", "Отделение света от тьмы". Таким образом, чем дальше от современности происходило событие, тем ближе оно к алтарю, тем святее оно. В этих росписях Микеланджело использовал разные манеры в начальной, средней и завершающей стадиях. Эпизоды из истории Ноя - это сложные комбинации сравнительно небольших и ярко раскрашенных фигур, которым тесно в отведенных им рамках. С переходом к истории прародителей фигуры растут, тяжелеют, размещаются более свободно, цвет успокаивается, получает прохладные серебристые оттенки, тени становятся темнее. Эта тенденция нарастает по мере приближения к алтарной стене. Ной изображен в рост человека, а у "Отделения света от тьмы" полная высота фигуры Бога составила бы около 3-х м. От пестроты первых "историй" Микеланджело приходит в "Отделении света от тьмы" к чистой гризайли. Это было обусловлено различиями сюжетов, их значением в смысловом целом и эффектами их восприятия. Такой многолюдный и почти бытовой сюжет, как "Опьянение Ноя", очень хорошо видно с первого шага в капеллу. А такие грандиозные композиции, как "Сотворение Адама" и "Отделение света от тьмы", удалены от входа в капеллу, поэтому фигуры этих "историй" перспективно уменьшаются при рассмотрении.
 
На фресках на своде Сикстинской капеллы Микеланджело впервые после греческих скульпторов показал, что обнаженная натура - это главный объект в искусстве фигурного изображения. Для него обнаженное тело и искусство были синонимами, а за красотой человеческих форм для него другой красоты не существовало. Эти фрески стали сокровищем для других художников. Микеланджело дал им примеры изображения людей в состоянии превращения божественным духом (пророки и сивилы), в первобытно-естественном состоянии ( "ignudi"), в момент самопроизвольного пробуждения могущества (Адам), в виде парящего над землей средоточия сверхчеловеческого могущества (Бог).
 
Через 21 год после завершения работы над сводами капеллы Микеланджело вновь вернулся туда. Папа Климент VII поручил ему расписать алтарную стену Сикстины. Для осуществления росписи на западной стене заложили два окна и закрыли фрески Перуджино "Вознесение Богоматери", "Рождество Христа", "Нахождение Моисея" и фрески самого Микеланджело, изображавшие семь первых поколений предков Христа в люнетах над окнами. Над "Страшным судом" Микеланджело работал с 1536 до 1541, окончив фреску уже при понтифике Павле III. Это была одна из самых больших фресок Возрождения: 16,6 х 13,4 м. На ней изображено около четырехсот фигур в самых разнообразных позах.
 
Фреска состоит из трех поясов. Сверху изображены все страсти Христовы: в воздухе различные обнаженные фигуры несут крест, колонну, копье, губку, гвозди, венец. Центр верхнего пояса - фигуры грозного Христа и печальной Марии. Они отделены от окружающей их подковоподобной толпы пророков и апостолов (среди них есть и несколько женских фигур) пустотой. За пророками и апостолами - второй круг пустоты, по которому вправо и влево расходятся волны, заполняющие все пространство фрески; справа - хор святых дев и Сивил, слева - хор священников, патриархов и мучеников. Центр среднего пояса - ангелы с трубами и книгами в руках. Слева - праведники, что возносятся на небо, слева - грешники, сбрасываемые в ад. Воскресшие праведники словно всплывают из глубины. Многие из них не успели опомниться от вечного сна, им помогают другие. Воздух на этой половине больше, чем между взбитыми в пучок грешниками, которые падают в ад в конвульсиях. Нет смысла сопротивляться Ангелам и демонам, действующим совместно. В центре нижнего пояса - жерло ада, в глубине которого блестят глаза и оскал черта - грозное напоминание о том, что ни одна душа не спасется на Страшном суде, если она не чиста. Человеческие группы тут двигаются в разных направлениях: праведники направленные влево и вверх; грешники, которых подгоняет весло Харона, наполняют нижний правый угол, где их ждет обвитый змеями Минос, обладатель греческого Аида.
 
Последними живописными произведениями Микеланджело стали две фрески в личной капелле Павла III (Паолини): "Обращение Савла" (1542 - 1546) и "Распятие Св. Петра" (1546 - 1550). Размер каждой фрески - 6,25 х 6,61 м. В конце жизненного пути размышления об абсолютном благе вытесняют из его искусства красоту. Человеческое тело - тюрьма души. Вместо прекрасных обнаженных атлетов мы видим теперь грубые, тяжелые, неуклюже одетые фигуры. Состояние души художник показал преувеличенными позами, движениями, гримасами, блеском глаз. Как в средневековой живописи, масштаб фигур меняется в зависимости от их значения, не подчиняясь правилам перспективы.
 
Обе фрески представляют собой многофигурные композиции с центральным героем, изображенным в решающий момент его жизни, в окружении свидетелей этого события. Оба события представлены на фоне пологих голых холмов, среди которых невозможно найти линию горизонта. Земля похожа на бурное море. Так передано состояние Св. Павла, который упал с лошади, и распятого вверх ногами Св. Петра.
 
Два взрыва противопоставлены в "Обращении Савла" друг другу - небесный и земной. От Христа, летящий сверху вниз высоко в воздухе, разлетаются группы обнаженных ангелов. С его правой ладони бьет вниз столб света, который ослепляет Савла. Фигуры в "Распятии Св. Петра" больше. Не все, кто собрался на казнь, помещаются в поле зрения. Толпа срезана слева и справа. Если дополнить толпу с обеих сторон, то образуется змеевидная линия, отброшено зеркальное отражение латинской буквы "S". Этой линией очерчены как силы Зла (римские воины слева), так и силы Добра (сочувствующие Петру справа). Крест и Петр с раскинутыми руками - это своего рода "весы" Зла и Добра. Благодаря группе женщин на переднем плане и фигуре могучего мужчины со скрещенными на груди руками Добро все же перевесит. Завершив работу, Микеланджело сказал, что уже староват для живописи, особенно фресковой, поэтому больше ею не занимался.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
© Архитектурная мастерская «Септима». Киев, ул. Госпитальная, 12.
 
+38 (044) 277 81 68
 
  Rambler's Top100